Большой театр закрывает сезон уникальными одноактными постановками
В прямом смысле тройное удовольствие в честь завершения сезона доставил столичной публике Большой Академический Театр. На главной сцене страны в один вечер можно увидеть сразу три одноактных балета. Впервые это "Хрома" в постановке авангардиста Уэйна Макгрегора, "Симфония псалмов" живого классика Килиана и, наконец, уже знакомые зрителю "Рубины" Баланчина.
Даже не слыша еще динамичную музыку современного британского композитора Джоби Тэлбота, а только видя на мониторах все происходящее в этот момент на сцене, многие уже не скрывали восхищения. Ведь таких движений и такого балета в Большом театре точно не было – когда непонятно, руки это или змеи, люди это или извивающиеся в безумном танце языки пламени.
Едва Уэйн Мак-Грегор, президент-хореограф Лондонского королевского балета, появился в коридорах Большого, чтобы и здесь поставить свой спектакль "Хрома", как артисты один за другим начали открывать в себе сверхвозможности, которые могут шокировать зрителя. Каждый день они уходили в репетиции с головой на 10 часов подряд.
"Я никого не уговаривал, я часто сам уставал и уже не знал, как от них избавиться, они сами приходили в зал, работали, работали и работали, - поделился эмоциями хореограф. - Кстати, у артистов Большого театра какие-то невероятные пропорции, у них очень длинные руки и ноги, и это позволяет делать нереальные вещи!"
Много лет Мак-Грегор изучал психологию, что помогло ему понять, как движения тела рождаются из мыслей и чувств. Поставив "Хрому", он пошел еще дальше — в нюансах телодвижений артистов в этом спектакле зрители должны ощутить палитру ярких цветов.
Ничуть не меньше поражают воображение зрителей 100 старинных персидских ковров ручной работы. Они украшают сцену во время другого спектакля — "Симфония псалмов" на музыку Стравинского, основанную на библейских текстах. Хореограф Иржи Килиан, 33 года назад создавший этот балет, озадачил и труппу, и художника.
"Я долго думал, как же нам сделать такое пространство вне времени, и вдруг на блошином рынке я увидел все эти чудесные ковры – вы только представьте, чтобы соткать один ковер, мастеру нужен год, а у нас их 100, то есть на сцене - целая человеческая жизнь", - рассказал художник-постановщик спектакля "Симфония псалмов" Уильям Катц.
Одна из первых постановок "Симфоний псалмов" прошла на сцене Нидерландского театра танца.1984 год. Тогда своей принципиально новой хореографией Килиан спас труппу от распада, а театр – от разорения. Зрители вновь бросились раскупать билеты.
В российской версии балета заняты исключительно молодые танцовщики Большого. Восемь пар не покидают сцену на протяжении всего спектакля. И очень похоже, что их танец — это воплощенные в движениях пульсации и переживания человеческой души во время молитвы. А Иржи Килиан — искусный ткач, создающий на глазах зрителя свой собственный ковер.
В один вечер в Большом дают сразу три одноактных балета. Кроме "Симфонии псалмов" и "Хромы", это еще и "Рубины" — шедевр Баланчина о блеске балерин и драгоценных камней. В этом сезоне он уже с успехом вошел в репертуар театра.
Пять вечеров подряд от лучших хореографов современности. Большой театр завершает 235-й сезон. Он получился самым авангардным с точки зрения балетного репертуара. Не успев выдохнуть, через месяц здесь начнут репетировать балет классический. "Спящая красавица" откроет не только новый сезон, но и новую страницу в жизни театра. Ведь, после многолетней, казавшейся бесконечной реставрации, премьера наконец-то состоится на исторической сцене Большого.