Испанские танцоры привезли в Москву балеты, поставленные великим хореографом Начо Дуато
В афише международного театрального фестиваля имени Чехова есть имена, без которых невозможно представить его программу. На них съезжаются театралы со всей страны. Но теперь у них особый повод: из пяти одноактных балетов, которые привез в Москву Национальный театр Испании, три поставлены прославленным хореографом Начо Дуато, остальные - его учениками. И увидеть их можно только сейчас. По контракту эти постановки существуют на сцене последние месяцы, а затем станут воспоминанием: Начо Дуато с января руководит балетом в Михайловском театре. Теперь в Санкт-Петребурге его трупа и его вдохновение.
"Я творческий человек и всегда искал источник вдохновения в разных странах. В моих мадридских постановках есть мотивы Испании, Африки, а теперь для мое творчество связано с Россией. Но я очень дорожу моими спектаклями Национального театра Испании и это печально, что зрители их видят последний раз", - говорит Начо Дуато.
Его спектакль "Гнава" темпераментый и яркий, насыщен африканскими страстями, и горячим воздухом Средиземноморья, а словно в противовес ему "Арканджело" уводит зрителя в невидимые миры преисподней.
В отличие от испанцев, актеры американского театра "Момикс Данс Компани" с подобными эмоциональными встрясками не знакомы. Их, напротив, оберегают от любых потрясений и от всего, что может ранить тонкую актерскую душу. А во время репетиций они отключают даже музыку, чтобы лучше услышать и прочувствовать друг друга.
"Ботаника" - необычный спектакль и готовился он тоже необычно: режиссер потребовал, чтобы все актеры уехали за город, подальше от цивилизации, туда, где можно добиться наибольшего слияния с природой.
Режиссер и хореограф Мозес Пендлнтон использовал свой проверенный метод: он вырвал своих артистов из привычной среды и заставил их перевоплотиться в насекомых, цветы, растения - в то, что, пока не присмотришься, может казаться таким привычным.
"Мы долго репетировали в старом деревянном ангаре среди лесов в Коннектикуте. У каждого из нас был свой сад, за которым мы ухаживали. Наверное, эта близость к природе повлияла на то, что спектакль получился очень чувственным", - считает актриса спектакля "Ботаника" Момикс Данс Компани Эмили Макардл.
В спектакле "Ботаника" 10 человек танцоров рассказывают нам о четырех временах года. Рассказывают так, как будто мы об этом ничего не знаем и должны сделать удивительное открытие. На самом деле, это и есть цепочка настоящих открытий, которые совершил сначала режиссер, потом его актеры и наконец зрители.
"Когда мы репетировали, каждый день наш режиссер уходил в сад и наблюдал за птицами и растениями. И всякий раз он возвращался оттуда с новыми режиссерскими идеями и решал, как воплотить их на сцене", - рассказывает актриса спектакля "Ботаника" Момикс Данс Компани Дженифер Шишепортише.
Каждый номер скрупулезно рассчитан с калькулятором в руках до сантиметра, до секунды. Использованы законы гравитации, особенности преломления света и отражения. А актеры сбились, пытаясь подсчитать, сколько раз им надо переодеться.
"Я это делаю больше 15 раз. А главное, каждый раз это не просто смена роли - это смена характера", - говорит актер спектакля "Ботаника" Джонатан Иден.
Пока идет спектакль, на сцене не произносится ни одного слова. Только танцы и музыка. Только дыхание и цвет. Ведь слов не нужно, когда говоришь на языке природы.