Национальный театр танца Испании в рамках Чеховского фестиваля представит публике свои лучшие работы
Среди них - серия одноактных балетов прославленного хореографа Начо Дуато, который длительное время сотрудничал с труппой и фактически, создал её уникальный, неповторимый стиль. Теперь - он руководит балетом Михайловского театра в Санкт-Петербурге. Но, на несколько дней испанские танцовщики воссоединились со своим хореографом.
Генеральная репетиция и особый трепет. Повод есть. Они снова вместе - Национальный балет Испании и их великий мастер Начо Дуато, бессменно руководивший труппой на протяжении двух десятилетий. Изменивший ее до неузнаваемости. Заставивший снять пуанты, чтобы показать, каким может быть современный балет. Луиса-Мария танцует в труппе уже 13 лет. Для нее работа здесь неразрывно связана с именем Дуато.
"Мы привезли 5 одноактных балетов, из которых 3 поставил Начо Дуато, где мы, естественно, стараемся сохранять то, чему он нас научил и чего он хотел. Эти полгода без него. Мы скучаем и рады возможности снова работать с его постановками", - говорит солистка Национального балета Испании Луиса-Мария Ариас.
Одноактный балет - излюбленный формат хореографа. "Гнава" - исследование темперамента и культуры Средиземноморья. Музыка североафриканских племен в переплетении с испанскими мотивами. Здесь же переплелись и характеры этих народов. Страсть. И дикая неуемная энергия. Все в этом танце. И, конечно же, его Испания.
"Национальный балет - это огромный этап в моей жизни, да, нет, целая жизнь. Мы изменили друг друга и многое друг другу дали. Но все же в моей карьере начался новый этап", - говорит хореограф Начо Дуато.
"Арканджело" - другая постановка, мистическая, о границе между раем и адом. О стремлении вверх, к неземному. Но в то же время о необходимости смотреть вниз, глубоко. Мысли хореографа вторит музыка композитора Арканджело Корелли, давшего имя балету. Костюмы Начо Дуато придумывал сам. В них полный минимализм и стремление подчеркнуть пластику танцовщиков. Особое внимание - дуэтам и соло.
Эрве Палито остался руководить труппой национального балета Испании после Начо Дуато. Много лет он был вторым человеком в компании. И не мыслит себя без первого. Говорит, это должность временная. В сентябре он покинет труппу. Поступит ли также кто-либо из 28 танцовщиков - пока неизвестно. Ясно одно. Изменения неизбежны.
"Начо многое привнес в танцевальный стиль балета. Он сделал его современным. Возможно, без него сложных классических постановок, таких как "Лебединое озеро", труппа танцевать уже не будет", - считает художественный руководитель национального балета Испании Эрве Палито.
Еще одна постановка - молодого хореографа Александра Экмана. Это танец-инсталляция. На сцене - огромные столы - центр притяжения хаотично двигающихся артистов. Возможно именно таким - ироничным и немного странным будет новое поколение в испанском балете. Но пока без имени Начо Дуато он просто немыслим. И именно его постановки открывают и завершают испанскую балетную программу.