Один из ведущих режиссеров отечественного кино Александр Сокуров отмечает 60-летие
Дипломная работа выпускника ВГИКа Александра Сокурова "должна быть уничтожена". Такой вердикт вынесла дипломная комиссия. Фильм "Одинокий голос человека" по повести Андрея Платонова приказали немедленно уничтожить. Студентам пришлось пойти на преступление.
"Ночью выкрали его с ВГИКовского склада. И тем самым спасли его. А в эти коробки положили какой-то позитив из монтажной. Другого выхода у нас не было: или мы спасаем то, что мы создали, или то, что создали, погибает", - вспоминает Александр Сокуров.
Зрители увидели эту ленту только 10 лет спустя. К тому времени режиссер снял уже дюжину художественных и документальных фильмов. И ни один из них советская цензура к показу не допустила. В начале Перестройки картины опального режиссера, наконец, выходят в прокат. Люди буквально штурмуют кинотеатры, чтобы увидеть их, а на международных кинофестивалях они становятся сенсацией. В 90-е Сокуров много и жадно работает - выпускает иногда по нескольку фильмов в год. Ведет цикл телепередач о культуре. С телевидением у него вообще особые отношения
"Я очень люблю живое ТВ, пытливое, мужское, энергичное. Любуюсь, восторгаюсь режиссерами ТВ, которые иногда делают чудеса", - говорит Александр Сокуров.
Тогда же, в 90-е, Сокуров замышляет грандиозный труд - кинотетралогию о власти: о Гитлере - в фильме "Молох", об умирающем Ленине - "Телец", о японском императоре Хирохито - "Солнце". И вот недавно завершился монтаж четвертой, финальной картины - "Фауст" - по роману Гете. Параллельно Сокуров работает над документальными лентами.
Одна из них - о жизни Вишневской и Ростроповича - неожиданно перерастает в большое кино: прославленная оперная певица согласилась исполнить у Сокурова драматическую роль - бабушки российского офицера, попавшего на чеченскую войну.
У Сокурова часто играют совсем непрофессиональные артисты, потому его художественные фильмы так документально правдивы. Например, в картине "Русский ковчег" главным героем вообще стал дворец - Эрмитаж. Здесь Сокуров использует новейшую телекамеру, которая в мире на тот момент была в единственном экземпляре. Благодаря такой технологии в фильме нет ни одной монтажной склейки. От начала до финала камера ни разу не выключалась, оператор прошел 1300 шагов, держа ее в руках, и снял готовый фильм за 1,5 часа. После этого Мартин Скорсезе назвал русского режиссера "пионером кинотехнологий". Но техника интересна Сокурову только, как средство выражения. Способ увидеть что-то важное в лицах героев, в природе, даже в воздухе, потому что его волнуют глубинные вопросы о людях, о жизни, о судьбе. В своих актеров он вглядывается, всем известна сокуровская манера общения - тихая и даже ласковая.
"Моя мечта - собрать всех моих актеров в одном фильме. Сюжет я уже приблизительно придумал. И очень хочу сделать картину, где всех-всех я бы собрал вместе, как одну большую семью", - делится замыслами Александр Сокуров.
Сегодня в Европе его фильмы выходят огромными тиражами на дисках. В Америке, Японии, даже в Австралии ежегодно устраиваются их ретроспективные показы. Каждую новую работу режиссера с нетерпением ждут на международных конкурсах. Например, еще неоконченную ленту "Фауст" уже запланировал для себя Венецианский кинофестиваль.