Роббер Лепаж представил блистательную феерию на московской сцене
Сегодня в рамках Чеховского фестиваля в столице представляют спектакль знаменитого канадского режиссера Робера Лепажа. Фантастические приключения самого скандального героя XVIII века, привлекавшие романистов разных эпох. История тайного агента, про которого даже неизвестно - мужчиной он был или женщиной. Борьба противоположностей, придворные страсти императорских домов и загадки японской философии.
Перед театром Моссовета беспрецедентный ажиотаж, желающих найти лишний билетик не становится меньше даже после третьего звонка. Увидеть "Эоннагату" мечтают театралы во всем мире. Билеты на московские спектакли были раскуплены за полгода до фестиваля. И вот, тот, за кем давно закрепилась слава театрального волшебника, Робер Лепаж в Москве.
На этот раз знаменитый канадец попытался разгадать тайну легендарного кавалера Шевалье д’Эон - французского шпиона, тайного агента, одного из лучших фехтовальщиков Европы, который прославился еще и тем, что полжизни проходил в женском платье. Когда шевалье д’Эон собирал информацию при русском дворе, в окружении Елизаветы никто и не подозревал, что он мужчина, так естественны были манеры очаровательной француженки.
"Его принадлежность к какому-либо полу так и осталась загадкой. И вот уже несколько веков этот вопрос волнует историков, писателей, режиссеров. Но я хотел рассказать о другом, об агониях души, разрываемой противоречиями", - говорит Робер Лепаж.
Жанр спектакля не берутся определить даже создатели. Это и не драма, и не балет, хотя в нем и занята первая балерина мира Сильви Гиллем, - скорее психологическое погружение. Знаменитая танцовщица признается, это был вызов - изменить классике ради современного танца и впервые говорить со сцены не только языком тела.
"Я давно мечтала попробовать себя в качестве драматической актрисы, но не ожидала, что это будет настолько непросто вживаться в образ и заучивать монологи. Впрочем, мы все в этом спектакле учились совершенно новым вещам. К примеру, Робер Лепаж впервые примерил балетные туфли", - говорит прима-балерина Сильви Гиллем.
Рассказать историю выдающегося авантюриста XVIII века Лепаж рискнул при минимуме декораций. Здесь все смешалось. Мужское-женское, языки, культуры, игра теней, шпаги, веера, почти цирковые трюки, танцы с элементами боевых искусств. Японские мотивы совсем не случайны.
Название своего спектакля "Эоннагата" Лепаж слепил из двух слов. Эон - это имя главного героя, Оннагата - так в японском театре Кабуки называют мужчин актеров, специализирующихся на исполнении женских ролей. Это должно помочь разгадать загадку такого неоднозначного персонажа.
Робер Лепаж - первый, кто стал использовать в театре мультимедийные возможности, заменив кулисы и декорации многослойным экраном. Алхимик от театра, он может создавать многочасовые спектакли с бюджетом подстыть голливудскому блокбастеру и виртуозно сжимать время и растягивать пространство.
"Я обожаю работать с тенью, светом и зеркалами. Вообще свет является очень важной частью всех моих спектаклей. Когда вы смотрите на сцену в "Эоннагате", она кажется очень простой, даже минималистской, на самом деле, здесь задействованы сложнейшие световые технологии", - говорит Роббер Лепаж.
"Эоннагата" - жизнь таинственного агента рассказанная чередой сцен-вспышек. И как всегда мастер простых театральных чудес Лепаж виртуозно множит недосказанность, грезы и внезапность, чтобы потом все это развеять, как сон.