Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
4 июня 2011, 12:14

В Венеции официально открылась традиционная биенале современного искусства

Выставка проводится раз в два года и признана одной из самых авторитетных в мире. Большое место на ней занимает павильон России. В этот раз работы из нескольких десятков стран объединяет тема взаимного просвещения разных народностей. В предыдущие дни с экспонатами знакомились специалисты, теперь это могут сделать все желающие.

С открытием биеннале фасады венецианских палаццо меняют свой привычный вид. Под классическими пилястрами работы Бернини и Кодуччи - красочные постеры с именами современных художников. Без наглядной рекламы теперь трудно заявить о себе в арт-пространстве.

В городе, который сам по себе произведение искусства, подобные насмешки над классицизмом не выглядят вызывающе. Здесь соборы притворяются отражениями, а отражения соборами. В узких улочках звучат почти все языки мира, а в выставочных залах - столпотворение. Чем не подходящее место для смелых художественных экспериментов?

Вот, например, копия скульптуры Джамболоньи. Но с отступлением от оригинала. Из воска и вместо кисти - свеча. Пожалуй, самое светлое пятно в швейцарском павильоне. Рядом - пришелец совсем из другого времени. Тоже из воска. Как говорит менеджер швейцарского павильона Альберт Ридженти, гореть эти свечи будут долго, месяцев 6 - до конца биеннали.

Культовый индус британского происхождения, провокатор и философ Аниш Капур как всегда бросает вызов общественному мнению. В католической Италии, пожалуй, самой религиозной стране Европы, он ни много ни мало материализует святой дух и помещает его в средневековый монастырь на острове Сан-Джорджио. По воле художника, под куполом Палладио струится пар. В окружении мраморных стен собора разглядеть его непросто. Одно слово - дух.

А венецианцы, словно уставшие от красоты родного города, предлагают гостям улыбнуться. Итальянский павильон и снаружи и внутри оккупировали голуби. Птицы нависают над зрителями в весьма угрожающих позах. Не сразу разберёшь, что они часть экспозиции и только кажутся настоящими.

Экспонаты, которые привезли в Венецию ирландцы, - сплав алюминия и абстракции. Реверанс в сторону Пикассо и головоломка для зрителей одновременно. На биенналле принято отступать от канонов и смешивать стили. Арт-видео дополняют сложные философские композиции.

Тут же интерактивный экран, который оказывается лабиринтом. Вдоль стен - бесконечная череда чёрно-белых фотографий с детскими лицами, весёлыми и грустными. Лента без начала и конца - перевёртыши, появляющиеся из ниоткуда и исчезающие в никуда, как метафора жизни и смерти.

Продолжают череду образов электронные часы. Они ведут отсчёт тех, кто родился и умер как бы в реальном времени. Чтобы привлечь зрителей, художники всё чаще обращаются к играм с искусственным разумом. Эти разговорчивые господа, похоже, довольны всем, что происходит вокруг и не скупятся на комплименты.

Читайте также: