В Венеции официально открылась традиционная биенале современного искусства
Выставка проводится раз в два года и признана одной из самых авторитетных в мире. Большое место на ней занимает павильон России. В этот раз работы из нескольких десятков стран объединяет тема взаимного просвещения разных народностей. В предыдущие дни с экспонатами знакомились специалисты, теперь это могут сделать все желающие.
С открытием биеннале фасады венецианских палаццо меняют свой привычный вид. Под классическими пилястрами работы Бернини и Кодуччи - красочные постеры с именами современных художников. Без наглядной рекламы теперь трудно заявить о себе в арт-пространстве.
В городе, который сам по себе произведение искусства, подобные насмешки над классицизмом не выглядят вызывающе. Здесь соборы притворяются отражениями, а отражения соборами. В узких улочках звучат почти все языки мира, а в выставочных залах - столпотворение. Чем не подходящее место для смелых художественных экспериментов?
Вот, например, копия скульптуры Джамболоньи. Но с отступлением от оригинала. Из воска и вместо кисти - свеча. Пожалуй, самое светлое пятно в швейцарском павильоне. Рядом - пришелец совсем из другого времени. Тоже из воска. Как говорит менеджер швейцарского павильона Альберт Ридженти, гореть эти свечи будут долго, месяцев 6 - до конца биеннали.
Культовый индус британского происхождения, провокатор и философ Аниш Капур как всегда бросает вызов общественному мнению. В католической Италии, пожалуй, самой религиозной стране Европы, он ни много ни мало материализует святой дух и помещает его в средневековый монастырь на острове Сан-Джорджио. По воле художника, под куполом Палладио струится пар. В окружении мраморных стен собора разглядеть его непросто. Одно слово - дух.
А венецианцы, словно уставшие от красоты родного города, предлагают гостям улыбнуться. Итальянский павильон и снаружи и внутри оккупировали голуби. Птицы нависают над зрителями в весьма угрожающих позах. Не сразу разберёшь, что они часть экспозиции и только кажутся настоящими.
Экспонаты, которые привезли в Венецию ирландцы, - сплав алюминия и абстракции. Реверанс в сторону Пикассо и головоломка для зрителей одновременно. На биенналле принято отступать от канонов и смешивать стили. Арт-видео дополняют сложные философские композиции.
Тут же интерактивный экран, который оказывается лабиринтом. Вдоль стен - бесконечная череда чёрно-белых фотографий с детскими лицами, весёлыми и грустными. Лента без начала и конца - перевёртыши, появляющиеся из ниоткуда и исчезающие в никуда, как метафора жизни и смерти.
Продолжают череду образов электронные часы. Они ведут отсчёт тех, кто родился и умер как бы в реальном времени. Чтобы привлечь зрителей, художники всё чаще обращаются к играм с искусственным разумом. Эти разговорчивые господа, похоже, довольны всем, что происходит вокруг и не скупятся на комплименты.