Спектакли Чеховского фестиваля захватывают и поражают зрителей
Зрители чеховского театрального фестиваля, который сейчас проходит в столице, в эти дни переживают муки бессилия и буйство радости с режиссерами Ромео Кастеллучи и Филипом Жанти. Спектакль первого непонятен, пронзителен и загадочен, второй не скрывает, что на сцене его сны. Цветные, многослойные, где много импровизации и танца. Подробнее Наталья Юрьева
Чтобы пригласить его, надо быть очень смелым. Во всем мире Ромео Кастелуччи знают как отчаянного провокатора. Зрителям он показывает в основном трагедии и чаще всего - в черном цвете.
"Меня вдохновляет черный квадрат Малевича! Нельзя сказать, что я в нем вижу что-то негативное. Для меня важна бездна смыслов, которую он порождает", - говорит о своем творчестве Ромео Кастелуччи.
Привезенная им история только сначала кажется бессюжетной и бессмысленной. Целый час два героя просто проживают на сцене. Седой старик и его молодой сын. Один - не властвует над своим телом, другой - не в силах ему помочь. Целый час беспомощных слез отца и криков отчаяния сына.
"Ни сами герои, ни зрители не понимают, что происходит. Это - как и квадрат Малевича, как и сама жизнь, - до конца разгадать невозможно! Вот она, магия черного!", - заявляет итальянец.
На этот цветной мир широко закрытыми глазами предлагает посмотреть другой участник Чеховского фестиваля - Филипп Жанти. В его постановках - буйство красок. Иначе никак. Ведь мастер показывает зрителям свои сны. А они у него непременно цветные.
"Я показываю те образы, что остались после сна. Вспомните то ощущение: вы уже проснулись, но вас еще тревожат приснившиеся образы. И вы закрываете глаза, пытаетесь понять, что же они значат. Герои моего спектакля под названием "Неподвижные пассажиры" пытаются разгадать мои сны", - так объясняет свое творение режиссёр Филипп Жанти.
"Неподвижные пассажиры" не двигаются, потому что путешествуют по своему внутреннему миру. Все семеро - в поисках собственного "я". За два часа спектакля - минимум диалогов. Французский режиссер виртуозно сочетает пантомимы, танцы и пение. Все понятно без слов.
Важную роль в спектаклях Жанти играют куклы. В прошлом режиссер кукольного театра, он почти всегда использует их в своих постановках. Бездушные, они олицетворяют "внутреннее я" человека.
Одиссею по океану собственных мыслей зритель смотрит на одном дыхании. Переживает, смеется и удивляется.
Оказаться непонятыми ни итальянец Кастелуччи, ни француз Жанти не боятся. Главное - поставить перед человечеством вопрос. Заставить задуматься. Загадать загадку. Быть может, неразрешимую.