Олегу Далю, одному из самых тонких актеров советского времени, исполнилось бы 70 лет
25 мая – 70 лет со дня рождения одного из самых умных, интеллигентных и тонких актеров Олега Даля. Он ушел из жизни очень рано, в 39 лет, но остались роли, которые Даль играл, не жалея себя – с предельной искренностью, талантом и болью. Лучше всех о главной тайне артиста сказал известный писатель и драматург Эдвард Радзинский: "Олег Даль был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней – манией совершенства".
Трудно поверить, но любимый зрителем фильм "Земля Санникова" Даль считал провалом. Он редко был доволен результатом. "Довольный" – это не про Даля. Про одну из своих лучших ролей - инженера Зилова в "Утиной охоте" - в своем дневнике актер написал просто - "Мой Зилов - это хорошо".
Увидев когда-то кадры этого фильма, актер Владимир Епифанцев, что называется, "попал". Навсегда. Под магию Даля. "Я и сам не могу выйти из этого состояния", - говорит актер.
Кроме Зилова, среди всех своих героев Даль больше всего ценил "Героя нашего времени". Потому что Печорина мечтал сыграть еще со школы. Воплотивший в новом веке образ Печорина - актер Игорь Петренко Даля пересматривал не раз. Не как учебник или образец. Повторить такое невозможно. Но поразиться лишний раз стоит. "Это какая-то фантастическая вера в то, что он делает; по вере ты определяешь уровень и высоту актера; мне кажется, Даль умел летать", - считает Петренко.
Летать, как все, у Даля не получалось. А за возможность быть собой приходилось дорого платить. В театрах он не приживался. От ролей слишком часто отказывался. Ненавидел халтуру и диктат режиссеров. Съемки в "Короле Лире" - редкий отрезок счастья на съемочной площадке. Режиссер Григорий Козинцев полностью доверяет, и Даль – творит.
С тех пор любая постановка "Лира" обречена на сравнение. Алексей Девотченко играл шута в спектакле режиссера Льва Додина. Прическа, точнее ее отсутствие, и все. Больше никаких параллелей. Черно-белого Лира Даля Девотченко избегал специально. "Так нельзя сыграть, а человек играет; значит, не играет, а проживает", - сказал актер.
Он жил на экране. Срастался с ролями, словно со второй кожей. А роли еще долго не отпускали актера. Все тот же фильм "Земля Санникова". После него эту песню зритель навсегда соединил с образом Даля.
И в этом еще один парадокс картины. На экране поет не Даль, а другой исполнитель. Хотя и сам Даль делал это превосходно, но совсем по-другому.