Лучшим фильмом Каннского фестиваля признана лента Т. Малика «Древо жизни»
Кинокритики и просто любители кино обсуждают итоги Каннского фестиваля. "Золотая пальмовая ветвь" досталась режиссёру Терренсу Малику за фильм "Древо жизни". Это отчасти предсказуемый результат. Двухчасовая эстетская картина была в списке фаворитов.
Многих на церемонии волновало, достанется ли что-нибудь картине Ларса фон Триера, скандально отлученного от форума. Актриса Кирстен Данст, которая исполнила главную роль в его картине "Меланхолия", получила приз за лучшую женскую роль.
За "Золотой пальмовой ветвью" победитель не пришел. Терренса Малика пугают большие залы и внимание публики. Вместо него на сцену поднялись продюсеры фильма. Они обещали передать режиссеру приз, который ювелирный дом "Шопар" делает специально для каждого лауреата.
Америка, 50-е, обычная с виду семья. Строгий отец (его блестяще сыграл Брэд Питт) и любящая мать - два полюса для становления мировоззрения главного героя. Философская притча об истоках жизни, о ее смысле - всего лишь пятая лента режиссера, которого уже считают классиком американского кино.
Гран-при жюри поделило между двумя картинами: "Мальчик на велосипеде" братьев-бельгийцев Жана-Пьера и Люка Дарденнов, уже не раз обласканных Каннами (это их рекордная третья "пальмовая ветвь"), и "Однажды в Анатолии" турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана. На фестивале он тоже не новичок.
То, что эта лента станет лауреатом, не сомневался никто. По сюжету и по энергетике она напоминает знаменитый фильм "Таксист", который когда-то принес славу председателю каннского жюри Робету де Ниро. Картина "Драйв" датчанина Николаса Виндинга Рефна, история лихого водителя, попавшего в отчаянный переплет, отмечена за лучшую режиссуру.
Приз жюри достался ленте французской "Полис" и ее автору Майвенн Ле Беско. Она была настолько рада, что принялась жать руки всем, кто был на сцене, и едва не расплакалась благодаря тех, кто с ней работал, в том числе и бывшего супруга Люка Бессона. Кстати, российские зрители знают Майвенн Ле Беско как актрису. Она сыграла в фильме "Пятый элемент" певицу Плаву Лагуна. В ленте "Полис" Майвенн Ле Беско не только режиссер, но и исполнительница роли женщины-фотографа, которая фиксирует жизнь особого отделения полиции, расследующего преступления против несовершеннолетних.
Француз Жан Дюжардан, который преклоняет колени перед Робертом де Ниро, был назван лучшим исполнителем мужской роли. Он обошел Шона Пена и Бреда Пита, сыграв в фильме "Актер". Это черно-белая немая лента, замечательный образец артхаусного кино, произвела в Каннах настоящий фурор. Жан Дюжардан не произнес в ней ни слова, и он не преминул на этот счет пошутить.
Лучшей актрисой стала Кирстен Данст, сыгравшая в фильме Ларса фон Триера "Меланхолия". Жюри сдержало обещание: объявляя датского режиссера персоной нон грата за его неожиданное признание в симпатии к Гитлеру во время пресс-конференции, оно не стало тем не менее снимать фильм с конкурса. "Меланхолия" - одна из самых сильных работ, показанных на фестивале.
Русского кино в этом году в основной программе не было. Но без каннских наград оно не осталось. Специальный приз жюри в конкурсе "Особый взгляд" присужден ленте Андрея Звягинцева "Елена". Это третий фильм российского режиссера. Предыдущие ленты - "Возвращение" и "Изгнание" - собрали на разных конкурсах все возможные награды.
"Для кино, которое называет себя авторским, для артхауса, для кино не для всех, фестивали подобного уровня - Канны, Венеция, Берлин - это просто необходимое условие выживания, особенно сейчас, в условиях нашего проката", - говорит Андрей Звягинцев.
Фестивальная награда - не гарантия кассовых сборов и всенародной любви. Это знак качества и признание коллег, без которого не пишется история кино.