В Париже с триумфом завершились гастроли балетной труппы Большого театра
Российские артисты представили французской публике две постановки. "Пламя Парижа" было показано за рубежом впервые. Это новая версия спектакля, который шёл на советской сцене почти восемь десятилетий назад. "Дон Кихот" - балет, уже ставший мировой классикой. По всеобщему признанию, его нигде не танцуют лучше, чем в Большом.
"Они высадились на берегах Сены и завоевали Париж", - напишут европейские газеты. Эти двое - новые герои французской революции, храбрые марсельцы.
"Когда выхожу на сцену в "Пламени Парижа" - я Филипп, я француз, революционер, Версаль я уже брал", - рассказывает солист Большого театра Иван Васильев.
На Париж Большой театр пошел с двумя спектаклями: "Пламенем Парижа" Асафьева и "Дон Кихотом" Минкуса. На сцене Гранд-опера "Пламя Парижа" зажгли впервые. Только в репертуаре Большого есть балет о великой французской революции.
Один народ. Два разных мира: крестьяне и знать. Между ними - гильотина. Любимый балет Сталина, несколько лет назад он был изменен знаменитым российским балетмейстером Алексеем Ратманским. Рассказ о классовой борьбе превратился в захватывающую историю любви на фоне французской революции.
"Мы увидели не оценку революции, это ведь давно уже сделано историками, - говорит директор балетной труппы Брижит Лефевр. - Мы увидели гимн танцу. Восхищает драйв, с которым танцуют ваши артисты. Эта эйфория, эти эмоции, которые они передают залу".
Но если "Пламя Парижа" - новинка для французского зрителя, то балет "Дон Кихот" - хорошо известная классика. К этому спектаклю Большой готовился с особым трепетом. Проверяли все - каждую ниточку на костюме.
"Все надо разгладить, проверить, чтобы все было скреплено", - рассказывает начальник женского костюмерного цеха Большого театра Галина Назарьянс.
Репетировали до последнего. Из-под самого купола Гранд-опера, из зала, названного в честь Мариуса Петипа, первого постановщика "Дон Кихота", никак не хотела уходить Наталья Осипова, исполнительница роли Китри. До спектакля оставалось всего ничего, а она все сомневалась. Уже на следующий день каждый прыжок балерины французская публика будет встречать аплодисментами. А во время знаменитых 32 фуэте зал будет аплодировать стоя.
"Я не думала, что французы могут быть такими темпераментными, что мы их так задеть сможем, что они тоже будут кричать", - говорит солистка Большого театра Наталья Осипова.
За время гастролей Большого на спектаклях в Гранд-опера побывали тысячи зрителей, почти весь состав кабинета министров, политики, звезды и, конечно, сами артисты легендарной труппы Гранд-опера.
"Осипова, Васильев просто фантастичные! Великий шанс посмотреть на них", - делится впечатлениями зритель.
"Осипова - это чудо! Никого лучше не видел", - говорит один из зрителей.
Восторженные отклики, полные аншлаги. И так - каждый вечер. Все 10 дней гастролей французы почти штурмом брали театр. Билетов катастрофически не хватало, на знаменитую труппу посмотрели не все желающие. Но в Большом обещали вернуться.