История Великой Отечественной войны в плакатах и листовках
В эти дни вспоминают не только фронтовиков, но и тех, кто ковал победу в тылу - людей самых разных профессий. В том числе, казалось бы, далёких от военного дела, например, художников. Порой их работы били как самое точное оружие. Недаром Гитлер некоторых из них считал своими личными врагами.
Скупые, четкие штрихи, более резкие, чем на художественных портретах. Призывы, которым верили - эмоции на лицах неподдельные. Один из самых известных плакатов Великой Отечественной войны - "Родина-мать зовет!".
Ираклий Тоидзе придумал его, когда в мастерскую вбежала жена со словами: "Война началась!". Уже через несколько минут художник сделал первый набросок.
"Родина зовет своих сыновей. В такое страшное время, когда напали на нас, хотели нас уничтожить, этот плакат, конечно, сработал тогда. Не только тогда, он и сейчас работает", - говорит племянник Ираклия Тоидзе, Гиви Тоидзе.
Героями художников становились солдаты, труженики тыла, блокадники. Всеволод Инчик вспоминает: в Ленинграде, он тогда был ребенком, выходил на улицу после бомбежек и видел, как на домах расклеивают плакаты. А потом бережно собирал их, чтобы сохранить.
"Я видел, что плакаты расклеиваются в городе, который практически уже умирал. А если плакаты расклеивались, ходили расклейщицы, работали типографии и все остальные, кто принимал участие в выпуске плакатов, значит, город продолжал жить", - вспоминает Всеволод Инчик.
Типографии не справлялись - плакаты трафаретили вручную. В Москве, в мастерской "Окна ТАСС" днем и ночью трудились десятки художников и поэтов.
"Окна ТАСС" работали в Московском доме художника. Они были организованы на следующий день после начала войны. Еще через день был готов первый плакат. С этого момента плакаты в "Окнах" обновлялись почти ежедневно.
За 4 года плакатисты создали более 1250 работ. На сообщения Совинформбюро реагировали мгновенно: художники тут же набрасывали эскизы, поэты писали стихи.
Когда немцев разбили под Москвой, уже через сутки листовки опережали отступающего врага, их сбрасывали на оккупированные территории. В Харькове партизаны полностью заклеили "Окнами ТАСС" здание местного гестапо. Противник был в бешенстве. Руку карикатуристов Кукрыниксов и Бориса Ефимова узнавали и по ту сторону фронта.
Чтобы комичность была еще и достоверной, тассовцы подолгу изучали немецкую хронику, обращали внимание на жесты и походку лидеров Третьего рейха. Параноик с крючковатыми пальцами и растрепанными волосами - таким Гитлер смотрел с плакатов на своих солдат.
"Гитлер составил так называемый черный список гестапо, что после взятия Москвы найти и повесить. - "Вы входили в этот список?" - Входил, да. Это считается для меня комплиментом", - говорит Борис Ефимов.
Многие художники надолго пережили и Гитлера, и весь Третий рейх. С каждым шагом к Берлину лица на плакатах становились все радостнее. 9 мая 1945-го на стены начали клеить последние плакаты военного времени, посвященные Победе, за которую бились не только штыком, но и пером.