Фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2. Цитадель» выходит на экраны
Долгожданная премьера состоялась в Москве. Как признается Никита Михалков, это самая сложная и выстраданная из его картин. 8 лет ушло на то, чтобы не просто рассказать о тяготах войны, а заставить почувствовать зрителя ад передовой, горечь потерь. Показать, как любили и ненавидели, и не смотря ни на что, надеялись и не сдавались.
Миллионы судеб здесь сложились в щемящую до слёз панораму жизни и смерти. "Цитадель" - это 8 дней той страшной войны. И 8 дней легендарного комдива, которого предали, чудом не расстреляли за измену родине, едва не стёрли в лагерную пыль. И вот он возвращается домой, но дома нет. И ему придется вновь сражаться - за свою семью, за свою цитадель.
Фильм, который ждали. Самая масштабная в истории России киноэпопея о Великой Войне и Великой Победе. Многотысячная массовка. 4 года подготовки. А потом 4 года съемок, за которые было израсходовано 300 тысяч метров кинопленки.
В зале - и простые зрители и десятки узнаваемых лиц - режиссеры, актеры, политики. Те, кто после "Утомленных солнцем-2. Предстояния" с нетерпением ждали новой встречи с комдивом, Митей, Надей и всеми теми, кто любил и ненавидел на той войне. Никита Михалков признается: это самая сложная и выстраданная из его картин. Фильм-крик из глубины души.
"Когда ты меришь свою жизнь не по жизни тех, кто живет лучше, а по жизни тех, кто живет хуже, много проблем от тебя отступает. Будет ли бомбежка ночью, или не будет. Если будет, надо спать одетым. А вдруг не будет, можно, наконец, раздеться. То есть такие совсем простые радости человеческие - раздеться и лечь в постель", - говорит режиссер и актер Никита Михалков.
Актеры говорят, порой забывали, что это - съемки. Здесь настоящее все - от немецких танков и полуторок военных лет, ремонтировать которые приходилось прямо на съемочной площадке, до мостов и церквей, которые строили, чтобы потом взорвать без всякой компьютерной графики.
4 года день за днем в холодных окопах при минус 20, проживая и переживая то, что могли прожить и пережить тогда солдаты штрафбата, хрупкие медсестрички - до боли и слез, бессилия и жажды жизни.
Без дублеров - сами и горели заживо, управляли танком, выносили раненных с поля боя. Потому что нельзя сфальшивить. Ради памяти, ради победы, ради тех, кто навсегда остался в тех окопах.
Для создания полноты образа актриса Надежда Михалкова ходила в госпиталь имени Бурденко, где ее учили далать перевязки и уколы.
Вырывая у памяти, архивов и хроники неизвестные детали и образы тех дней, создатели фильма признаются: просто старались добиться эффекта погружения в будни войны. И вместе со зрителями выжить в аду, которым была передовая. Вместе с Надей искать отца по всем фронтам, вместе с комдивом и штрафники идти в атаку на Цитадель, вооружившись только черенками от лопат.
Финальные титры, гробовая тишина в зрительном зале и потом получасовые овации.
Режиссер Владимир Хотиненко назвал картину Михалкова грандиозным полотном. А Карен Шахназаров увидел того Михалкова, который "ажурно вяжет паутину человеческих отношений".
Первая оценка от профессионалов поставлена. Вторая - еще будет от миллионов зрителей, детей, внуков и правнуков тех, кто сражались за родину. Больше тысячи копий "Цитадели" уже в кинотеатрах - в самых разных уголках страны.