В Большом театре состоялась премьера балета «Утраченные иллюзии»
В основе либретто - одноименный роман Бальзака. И впервые за постсоветскую историю Большого партитуру написали специально по заказу театра. Три года понадобилось композитору Леониду Десятникову.
Зрители не отпускают артистов почти полчаса после премьеры, а они благодарят хореографа и друг друга и еще не вполне могут осознать, что это успех.
Вызов солистам Большого - на этот раз показать не только виртуозные танцы, быть максимально убедительными там, где требуется актерское мастерство. Эта постановка больше чем балет - самый настоящий драматический спектакль.
"Мы несколько месяцев работали с танцовщиками, и сегодня они показали себя еще и как прекрасные драматические актеры. Я снимаю шляпу перед теми, кто был на этой сцене", - говорит актер, педагог по актерскому мастерству Гийом Гальен.
В мастерских Большого работа кипела несколько месяцев. Только натуральные ткани и никаких балетных пачек - главное требование художника. Все костюмы сшиты строго по эскизам XIX века. Чтобы ни у кого не возникло сомнений, что даму в таком платье можно было встретить на парижской улице во времена Бальзака. И все это на фоне облаков - символа утраченных иллюзий и старых фотоснимков.
Художник-постановщик спектакля Жером Каплан решил, что оформление сцены балета с таким названием, как "Утраченные иллюзии", должно порождать образ чего-то неуловимо ускользающего, зыбкого и расплывчатого.
"Утраченные иллюзии" на сцене Большого - не ремейк одноименного балета 35-го года, который шел в Театре оперы и балета имени Кирова, так тогда назывался Мариинка. Абсолютно новая постановка с оригинальной хореографией Алексея Ратманского и музыкой, написанной Леонидом Десятниковым по заказу Большого театра.
"Я впервые работаю с музыкой, написанной для моей хореографии. Ощущения, что все рождается именно сейчас. Это бывает раз-два за жизнь", - говорит хореограф Алексей Ратманский.
И хотя в основе сюжета знаменитый роман Бальзака, главный герой Люсьен - больше не писатель, а композитор-провинциал, мечтающий покорить Париж, его возлюбленная - не актриса, а балерина. Сам же спектакль повествует о нравах балетного мира Парижа XIX века. Но, как и у Бальзака, это история о любви, предательстве, погоне за славой и цене, которой порой приходится расплачиваться за успех.
"Этот балет будет заставлять задуматься, правильный ли выбор мы делаем. Мы можем потерять родных и близких, все зависит от того, какой дорогой мы пойдем", - говорит солист балетной труппы Большого театра Иван Васильев.
Создатели спектакля уверены: эта история про юношу, ослепленного блеском славы и денег, на все времена. И во все времена кто-то будет терять себя в погоне за успехом. А по небу будут безмятежно бежать облака как символ чьих-то утраченных иллюзий.