Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
19 марта 2011, 21:15

Петербургский Михайловский театр привез на фестиваль «Золотая Маска» оперу «Иудейка»

В Москве в рамках фестиваля "Золотая Маска" продолжается показ самых ярких спектаклей сезона. На суд публике представлена грандиозная опера "Иудейка". Это работа Михайловского театра. В главных партиях - звезды мировой сцены. Перед столичной премьерой спектакля случилось непредвиденное. Пришлось отменить репетицию. Показ оказался под угрозой срыва.

Его талес на плечах - покрывало для праздничной молитвы - пахнет мускусом. Этот едва уловимый запах отца - кантора главной Нью-Йоркской синагоги - наделяет Нила Шикоффа невероятной силой. Легендарный американский тенор признается: не могу петь эту партию без отцовской поддержки.

"Мой отец обладал таким глубоким голосом, что люди плакали, слушая, как он поет в синагоге, - рассказывает Нил Шикофф. - Эта подушечка и то, что в ней лежит, достались мне от него. Когда я выхожу на сцену, я будто снова встречаюсь с отцом и слышу: "Нил, в этой партии еврея Элеазара через тебя будут говорить души тех, кто погиб от нацизма".

Казалось бы, что общего между событиями 15 столетия, о которых идет речь в опере Фроманталя Галеви, и трагедией Холокоста XX века. Но француз Арно Бернар, поставивший это произведение в Михайловском театре Петербурга, не исказил в либретто ни слова. Он просто поменял декорации Средневековья на Европу 30-х годов. И тема противостояния религиозных конфессий, на фоне которых рушатся человеческие судьбы, зазвучала особенно остро.

"Она по сюжету очень интересная, очень современная, очень раздражающая, - говорит музыкальный руководитель Михайловского театра Петер Феранец.- Конечно, столкновения культур и на этом фоне романтическая история - любовь".

Перед своей Рахилью солистка Татьяна Рягузова склоняет голову. На сцене ей придется отдать жизнь за любимого, за отца и собственную веру. И здесь, как и у знаменитого партнера Нила Шикоффа, у Татьяны есть свой талисман. Ее черное платье не придумано модельерами и не сшито на заказ. Это реальный музейный экспонат из Франции, принадлежавший еврейской женщине 30-х годов.

Партия Рахили считается одной их самых сложных для сопрано в мировом репертуаре. Как впрочем, и опера в целом, которую называют шедевром большого стиля. Большой стиль - это огромный хор более 80 человек, десятки актеров миманса и оркестр из сотни музыкантов. Не удивительно, что любой переезд для такого коллектива равносилен пожару.

Во время гастролей труппе Михайловского театра пришлось изрядно поволноваться. Приехав в Москву, музыканты обнаружили, что ноты "Иудейки", запечатанные в специальные ящики, таинственно исчезли. За два часа до спектакля пюпитры в оркестровой яме были все еще пусты. Единственный человек, у кого осталась партитура, - дирижер Петер Феранец, который признался, что не расстается с ней никогда, так же как и с дирижерской палочкой.

А дальше события развивались в стиле автора либретто Эжена Скриба - мастера острых сцен и закрученных интриг. С партитуры дирижера в отчаянье начали делать копии для ста музыкантов. В это же время выяснилось, что ноты "Иудейки" по ошибке едут обратно в Санкт-Петербург в грузовике покинувшего Москву Мариинского театра. Фуры удалось нагнать только в Твери и из десятков ящиков найти тот единственный и драгоценный - с нотами.

Зрители, конечно же, ни о чем не узнали. Торжественной увертюрой Галеви Михайловский театр Петербурга открыл один из самых монументальных спектаклей в мировом оперном искусстве, выдвинутый на премию "Золотая маска" как лучшая постановка этого года.

Читайте также: