В Москве открылась выставка Александра Лабаса, источником вдохновения для которого были чудеса науки
В Москве в Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка Александра Лабаса. Многие работы художника впервые представлены широкой публике. Название экспозиции "На скорости ХХ века". Источником вдохновения для Лабаса становились чудеса науки. В его картинах нашли отражение и мечты о полетах к далеким планетам.
Это сегодня трамвай на улице или самолет в небе - примета места и времени. Первые зрители картин Александра Лабаса нередко терялись. Еще бы, ведь все эти технические чудеса в 20-30-е кардинально изменили привычный пейзаж. Вроде бы, обычный советский город. Смотришь выше - а там такое.
"Художникам его поколения нужно было впервые понять, как это сделать, как перенести на холст это ощущение счастья, подняться над землей", - говорит племянница Александра Лабаса Ольга Бескина-Лабас.
Парящий в небе самолет или гигантский дирижабль художник будто видел с какой-то другой высоты. Но еще интереснее ему были не стальные птицы, а их пассажиры - восторженные и счастливые. Ведь жизнь впервые набрала скорость, и стала динамично меняющимся пейзажем за окном.
И, конечно, одним из самых невиданных чудес ХХ века были движущиеся лестницы, которые сами поднимали и опускали в подземные города метро. Но, если в 30-е годы художник просто изобразил эскалатор и уже восторгался им, то на похожей картине 70-х это не просто техническое достижение, а романтическая лестница в небо среди разноцветных облаков. По-видимому, прямая дорога к светлому будущему.
Едут. Летят. Плывут. Александр Лабас назвал так многие свои картины. Ему, ровеснику ХХ века, казалось, что дыхание времени вовсе не в рабоче-крестьянских завоеваниях, а в мчащемся на полной скорости велосипедисте или в движении деревьев в момент взлета самолета. Октябрьская революция волновала Лабаса меньше, чем научно-техническая, а сами большевики - меньше, чем средства их передвижения.
30 лет до конца оттепели картины Александра Лабаса запрещали показывать публике. А от сталинских лагерей его спас талант оформителя государственных выставок. Для одной из них он придумал 4-метровую скульптуру "Электрическая Венера". По единственной сохранившейся фотографии современные художники восстановили ее - женственный символ всей советской электрификации.
После полета Гагарина художник окончательно размечтался о будущем. Его интересовали города далеких времен и жители неведомых планет, куда непременно смогут податься земляне.
Инопланетян самый романтичный экспрессионист ХХ века, как правило, изображал с крыльями. Повторяя, правда, что, быстрее человеческой мысли все равно нет ничего - ни на Земле, ни в космосе.