Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
15 марта 2011, 12:11

Ведущие музеи страны достали из хранилищ работы Александра Лабаса для его выставки в столице

Художника называют самым романтичным экспрессионистом прошлого столетия, а главным вдохновением для него стали чудеса науки и техники, которые спустя десятилетия стали обыденными для нынешних посетителей музеев.

В Москве открылась выставка самого романтичного экспрессиониста прошлого столетия Александра Лабаса "На скорости ХХ века". Работы, на которые художника вдохновили чудеса науки и техники, впервые достали из запасников ведущих музеев России и собрали вместе.

Это сегодня трамвай на улице или самолёт в небе - примета места и времени. Первые зрители картин Александра Лабаса нередко терялись. Ещё бы, ведь все эти технические чудеса в 20-30-е кардинально изменили привычный пейзаж. Вроде бы, обычный советский город. Смотришь выше - а там такое.

"Художникам его поколения нужно было впервые понять, как это сделать, как перенести на холст это ощущение счастья, подняться над землёй", - говорит племянница Александра Лабаса Ольга Бескина-Лабас.

Парящий в небе самолёт или гигантский дирижабль художник будто видел с какой-то другой высоты. Но ещё интереснее ему были не стальные птицы, а их пассажиры - восторженные и счастливые. Ведь жизнь впервые набрала скорость, и стала динамично меняющимся пейзажем за окном.

И, конечно, одним из самых невиданных чудес ХХ века были движущиеся лестницы, которые сами поднимали и опускали в подземные города метро. Но, если в 30-е годы художник просто изобразил эскалатор и уже восторгался им, то на похожей картине 70-х это не просто техническое достижение, а романтическая лестница в небо среди разноцветных облаков. По-видимому, прямая дорога к светлому будущему.

Едут. Летят. Плывут. Александр Лабас назвал так многие свои картины. Ему, ровеснику ХХ века, казалось, что дыхание времени вовсе не в рабоче-крестьянских завоеваниях, а в мчащемся на полной скорости велосипедисте или в движении деревьев в момент взлёта самолёта. Октябрьская революция волновала Лабаса меньше, чем научно-техническая, а сами большевики - меньше, чем средства их передвижения.

30 лет до конца оттепели картины Александра Лабаса запрещали показывать публике. А от сталинских лагерей его спас талант оформителя государственных выставок. Для одной из них он придумал 4-метровую скульптуру "Электрическая Венера". По единственной сохранившейся фотографии современные художники восстановили её - женственный символ всей советской электрификации.

После полёта Гагарина художник окончательно размечтался о будущем. Его интересовали города далёких времён и жители неведомых планет, куда непременно смогут податься земляне.

Инопланетян самый романтичный экспрессионист ХХ века, как правило, изображал с крыльями. Повторяя, правда, что, быстрее человеческой мысли всё равно нет ничего - ни на Земле, ни в космосе.

Читайте также: