Сенсационная находка в Британском музее
В одном из музейных архивов Британии найдена уникальная кинопленка, которая вызвала небывалый ажиотаж среди экспертов. Такого еще не видел никто, никогда и нигде. Знатоки в буквальном смысле слова чуть не потеряли сознание, когда поняли что именно попало к ним в руки.
Чёрно-белая кинохроника, снятая неизвестно где и не известно когда, почти 70 лет пролежала в архиве лондонского музея "Альберт и Виктория". Если бы не человеческое любопытство, они бы там и осталась.
"Кому-то из сотрудников показалось, что это "Русский балет" Дягилева. И решили - а почему бы не вызвать специалиста? Пришел историк балета и чуть не упал в обморок: "Ребята - это же единственная киносъёмка съемка дягилевской труппы!" - рассказывает исследователь-архивист Алестер Вайт.
Минуту и 2,5 секунды немого танца показали еще нескольким знатокам. Все сошлись в одном - это действительно труппа Сергея Дягилева, скорее всего, выступает в Швейцарии, на берегу Женевского озера.
Танцор и хореограф Юрий Бурлака видит гораздо больше, чем обычный архивист, говорит, что пленка уникальная.
Импресарио "Русских сезонов" запрещал снимать свой балет. Почему - искусствоведы гадают до сих пор. "Русский балет" в основном в эскизах Александра Бенуа и фотографиях. Звёзды Дягилева позировали перед кинокамерой, но фрагментов спектаклей до сих пор никто не видел.
"Похоже, что оператор снимал тайком, он стоял или сидел в зрительном зале, снимал с одной точки. Возможно, он снял гораздо больше, чем тот фрагмент, который мы нашли", - говорит исследователь-архивист Алестер Вайт.
В 1928 году "Русский Балет" пригласили на цветочную выставку в Монтрё. На швейцарский курорт съезжалась европейская знать. Где были сняты эти кадры, сказать сложно. За 80 лет городской парк сильно изменился.
Британские историки сейчас пытаются понять, кто снимал русский танцовщиков, и есть ли ещё где-нибудь кадры легендарной труппы. А шансы довольно большие - большие европейские музеи сейчас активно оцифровывают свой киноархив, а заодно проводят ревизию неизвестных кинокадров.
Дягилевские балеты восстанавливали по воспоминаниям. Их передавали, как говорят балетные люди, "из ног в ноги". Но хореографы мечтают увидеть, как это было на самом деле.
"Дягилев и его танцоры донесли до Европы русский дух. Вспомните его половцев - эту страсть, это величие! А каких высот достигли костюмеры и сценографы его балетов!" - восхищается коллекционер Айвор Мазур.
Смысл не в том, чтобы клонировать балеты Фокина, Нижинского и Баланчина. Важнее переосмыслить эпоху русского искусства, о которой известно далеко не всё.