На сцене Большого театра после 20-летнего перерыва гастроли балетной труппы «Гранд Опера»
Это пятый визит прославленного коллектива. К нему из своего репертуара французы отобрали проверенные временем постановки.
Русская зима за окном и московское время - минус два часа от парижского сна. В остальном у "Этуалей" - звезд "Гранд Опера" - день начинается, как всегда - с обязательных часовых репетиций. Увидеть французских танцовщиков у станка практически невозможно. В Москве - небольшое послабление для Первого канала ради великого события. 20 лет балет Парижской Оперы добирался до российской публики. С предыдущих гастролей выросло целое поколение артистов, которые, похоже, танцуют всё - и классику, и модерн.
Солистка балетной труппы Парижской Оперы Мари-Аньес Жило говорит, что эти гастроли для нее очень важны, т.к. Россия - балетная страна.
Стол из легендарного "Болеро" Равеля. На такой своеобразный алтарь поднимались и поднимаются самые знаменитые танцовщики мира, в том числе наша Майя Плесецкая в постановке Мориса Бежара. Кстати, именно Бежар совершил настоящую революцию в балете - наряду с женщинами у него впервые партии Мелодии исполнили мужчины. Обе версии - женская и мужская - покажут во время московских гастролей "Гранд Опера".
Морису Бежару лучше всех удалось передать нарастающую с каждой минутой мощь гипнотической музыки Равеля. Вместе с новыми инструментами оркестра точные, поначалу минималистские движения солиста подхватывает кордебалет. И вот танец страсти можно почувствовать уже физически - в зрительном зале. Исполнителей "Болеро" Бежар выбирал лично, и первым на сцену Большого вышел самый титулованный премьер парижского театра - Николя Ле Риш.
"Каждый раз, когда я выхожу на сцену, я стараюсь наполнить этот балет свой энергией, как будто делаю это первый раз в жизни. Я чувствую, как возникают связи с тремя партнерами. Главный - это, конечно, музыка. Второй - кордебалет, который становится катализатором действия. И, наконец, публика, которая посылает свою ответную энергию", - говорит солист балетной труппы Парижской Оперы Николя Ле Риш.
Вечер одноактных балетов - это история легендарной французской труппы, во главе которой в разные годы оказывались знаменитые российские танцовщики. До Рудольфа Нуреева в конце 80-х, в балете Парижской Оперы - в середине прошлого века - 30 лет властвовал Сергей Лифарь. Наследник Дягилева едва не поплатился головой за эту невинную "Сюиту в белом". Ее премьера состоялась в оккупированном Париже и после войны руководителя балета Парижской оперы обвинили в сотрудничестве с фашистами.
Появление в гастрольной афише "Арлезианки" Ролана Пети также не случайно. Его балеты шли на сцене Большого, а один - "Пиковая дама" - даже получил Государственную премию России. А завершит недельные гастроли "Гранд Опера" в Москве балет Анжелена Прельжокажа "Парк".
Как говорит генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов, он хотел бы привезти в Моску все спектакли, но для этого потребуется несколько месяцев.
"Мы специально привезли сюда только две программы, чтобы господин Иксанов сказал: "У вас еще что-то осталось, надо бы вернуться", - шутит руководитель балетной Парижской оперы Брижит Лефевр.
Между Большим театром и Парижской оперой соглашение о сотрудничестве уже есть. Так что следующих гастролей французской труппы российским любителям балета ждать десятилетиями уже не придется.