На сцене Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко премьера
В России впервые покажут балет Русалочка в постановке легендарного хореографа современности Джона Ноймайера. Спектакль был задуман к юбилею великого сказочника Ганса Христиана Андерсена, которое отмечалось в 2005 году. Первый раз работу увидели как раз на Родине писателя в Копенгагене.
Чтобы воссоздать неестественную бледность не только лиц, но и тел этих неземных существ - как минимум 3 часа на грим и килограммы белой пудры. И замысловатые тату-иероглифы в стиле театра Кабуки. Впрочем, Япония подсказала Джону Ноймайеру не только как должна выглядеть его русалочка, но и ее мимику и жесты.
"В Японии женщины не могут выражать эмоции, когда улыбка, они прикрывают рот и здесь она тоже прикрывает рот", - говорит
Анна Хамзина, солистка балетной труппы музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Впервые Русалочка Джона Ноймаера встала на пуанты на сцене Датского королевского балета в год юбилея великого сказочника. Для русской премьеры своего нашумевшего спектакля один из мэтров современной хореографии отобрал только тех, кто готов к самым рискованным балетным экспериментам.
Солист балетной труппы музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Семен Чудин говорит, что в этом спектакле он должен себя вести "именно как драматический актер и меньше как танцовщик".
Сам хореограф Джон Ноймайер так объясняет своё видение происходящего: "это очень красивая история о возможности кого-то безумно любить, но это не означает что даже бескрайняя любовь обязывает человека отвечать тебе взаимностью". "Я хочу как можно более проникновенно донести эту мысль до зрителей языком танца", - говорит он.
Действия балета разворачиваются и на палубе круизного лайнера, и под водой, и в роскошных гостиных. Самые современные спецэффекты, неожиданные образы-метафоры и сложнейшая хореография на стыке классики и модерна.
В этой балетной сказке для взрослых Джон Ноймаер не только хореограф. Он сам придумал все костюмы, декорации, свет, и разработал особую пластику для жителей подводного царства. А потому в каждом театре, где ставят "Русалочку", за несколько месяцев до премьеры ассистенты Ноймайера начинают разучивать с танцовщиками особую хореографию, напоминающую движение под водой.
В брюках особого кроя и ходить-то сложно, не то, что танцевать.
Но именно они - неотъемлемая часть образа всех обитателей мира подводного. Солисткам театра понадобилось полгода, чтобы научиться грациозно в них двигаться.
Солистка балетной труппы музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Эрика Микертичева говорит, что им нужно быть "мягкими, как рыбки и не забывать про хвосты".
А голос Русалочки должен передать особый прибор - терменвокс. Самый загадочный из всех электронных инструментов. В нем нет клавиш и струн, а музыкант берет звуки буквально из воздуха.
Исполнительница на терменвоксе Олеся Ростовская поясняет: "Электромагнитные поля вокруг антенн, приближая и удаляя руки, я могу контролировать параметры - с помощью правой антенны контролирую высоту звука, левой – громкость, так я и играю".
На вопрос же, для детей этот балет или для взрослых, Джон Ноймайер отвечает, что эта печальная сказка о безответной любви из тех, что можно перечитывать всю жизнь каждый раз открывая в ней новые смыслы.