Писателю и сценаристу Эдуарду Володарскому исполнилось 70 лет
С юбилеем его уже поздравили Президент и глава правительства.
Фильм "Прощай, шпана замоскворецкая..." - во многом автобиография Эдуарда Володарского. Это он был Замоскворецкой шпаной, носил самодельную фиксу на зубе и нож в кармане. Его звали Эдюля Володарский, а отчим, который, мягко сказать, не любил Эдика, все время говорил матери: вот увидишь, он кончит в тюрьме.
"Я правда кидался в драку по любому поводу, - подтверждает сценарист Эдуард Володарский. - Если мне казалось, что обидели меня или моего друга, то я, конечно, и разницы большой не было - большой передо мной мужик, сильный, слабый. Поэтому мне часто доставалось".
Отчим не угадал: Эдюля, конечно, провел в Бутырке 4 месяца за ошибки юности, но, возможно, это только придало пронзительности его будущим пьесам и сценариям. С лёгкой руки режиссера Сергея Герасимова, с Володарским, ещё студентом ВГИКа, заключили договор на экранизацию пьесы "Яма". Фильм, впрочем, снимать побоялись - слишком много правды было в сценарии, но гонорар заплатили.
"Я получил 1250 рублей тех еще, это были огромные деньги, - вспоминает Э.Володарский. - Мне выдали их еще пачками трёшек, я их распихал по карманам. Потом пришел во ВГИК, сел в вестибюле и стал раздавать по трёшке всем, и очередь стояла из студентов".
Каждая сцена, каждая фраза фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих" у двух друзей - Володарского и Михалкова - рождалась в горячих спорах.
"Одна женщина позвонила, я снял трубку и мы продолжали с Эдиком разговаривать, - вспоминает кинорежиссёр Никита Михалков. - Прошло минут 20, я смотрю - телефон включен, и я беру трубку: - Это вы? А где это вы? - Я, а что? - Но слушайте, я такого не слышала никогда! А что вы делаете? - Я говорю: вы знаете, это мы сценарий пишем. - С кем? - С Эдуардом. - Это Володарский там так выражался? - Я говорю: да. И я."
Этот вестерн до сих пор вызывает восторг зрителей, но больше при всей любви другу к другу, они вместе не работали. Михалков - это фонтан, который по силе больше моего, - смеется Володарский. И хотя по сценариям Володарского вышло более полусотни фильмов, любимыми он считает единицы.
"Редко, когда авторам сценария нравится результат, и самая высокая похвала была от него в "Террористке Ивановой": Понимаете, я ведь это написал, а мне интересно смотреть, - говорит кинорежиссёр В.Фурман.
В его компьютере и сегодня десяток новых сценариев, которые мечтали бы экранизировать многие современные творцы. И всё-таки моя профессия очень зависимая, ведь главное в фильме, как ни крути, режиссер, - скромно говорит человек, которого кинематографический мир давно признал классиком.