Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
24 января 2011, 15:15

История в лицах: 170 миниатюрных портретов на одной выставке в Москве

В Государственном историческом музее проходит уникальная выставка. Публике впервые представлена коллекция миниатюрных гравюр с изображениями российских императоров и их приближённых. Подобные портреты, несколько веков назад было принято дарить на память.

"Какая чудесная диковинка" - пренебрежительно прозвали заморский портрет Петра. Но с него и начался модный бум на крохотные изображения. "Всем показалось прекрасно иметь всех родственников на пространстве в несколько вершков", - писал барон Врангель. Миниатюра так понравилась, что традиция сохранилась до сих пор - ну чем не фотография в кошельке.

Людмила Руднева, куратор выставки: "Их прямо брали в руку - рассматривали. Человек получал общение с близким и вместе с тем - общение с искусством".

Если камерный портрет по назначению - фотография, тогда это - снимок, сделанный на "мыльницу".

Из-за модной прихоти, дворянка Просковья Тимофеева сама сделала мини-копию своего настенного портрета. Художники-любители принялись писать себя, родственников. В продаже даже появились наборы для начинающих. Известно, пробовала себя в роли миниатюриста и великая княгиня Мария Федоровна.

У мастеров же были свои секреты. К примеру, прорисовать деталь, которую не сразу заметишь. Портрет после Полтавской битвы: на плече Петра - крохотный краешек львиной шкуры - ассоциация с библейским Самсоном.

Миниатюры дарили в награду. Орден не за подвиги и заслуги, а благодарность, личная, сразу за все. Портрет хоть и камерный, но все же государственный. Поэтому на обратной стороне вензель, а не прядь волос на память, как было принято. Свои портреты дарили женихам, невестам, друзьям, в драгоценной оправе, на шкатулках или даже - табакерках.

Людмила Руднева, куратор выставки: "Доставая из кармана табакерку, чтобы угостись окружающих, человек всегда демонстрировал портрет. Это был портрет близкого человека".

Или даже свой собственный. У ярого поклонника миниатюры князя Куракина было столько изображений "себя", что он не успевал их раздаривать. Иногда портреты подписывали так же камерно: "Мой брат Петя". Со временем путали черты героев. Ученые определили по мундиру и большим портретам - никакой это не Коновницын, а Голицын. Потомки согласны.

Писали портреты на слоновой кости - получались плоскими, акварелью, даже гуашью, особыми штрихами - пунктиром. И всего за несколько дней. Эта простота и стала причиной широкого распространения.

Но были миниатюры и для очень узкого круга. На эмали. Легко отличить - они почти полукруглые. За портрет в дорожном костюме императрица Екатерина - как следует из личных записей - отдала художнику тысячу рублей.

Медную пластину, или даже золотую, обжигали, травили в кислоте, сушили. Слой за слоем наносили основу и снова обжигали, и сушили. Даже технически - процесс невероятно дорогостоящий.

Но главное - это краски, их изобрели во Франции. Окислы разных металлов, которые по-разному реагируют на температуру. Поэтому портреты рисовали частями. В буквальном смысле фрагментами. Сначала те цвета, которые выдерживали в печи 900 градусов, и дальше по ниспадающей. Вообще рассматривать, как сделана миниатюра, - особое удовольствие. Как дополнительный бонус. Некоторые детали видны только через лупу. Хотя как раз через лупу рассматривать портрет было не принято.

Русские мастера в итоге изменили европейскую манеру письма. В камерных изображениях появилась особая доверительная нотка, говорят искусствоведы.

Со временем миниатюры достали из карманов и повесили. Рамки стали больше. Из портретов сложились стены родственников - как сейчас фотоальбомы. Когда собственно появилась фотография, миниатюра исчезла совсем. Из быта, но оказалась в музеях. Уже не в качестве карманного портрета, а произведения искусства.

Читайте также: