История в лицах: 170 миниатюрных портретов на одной выставке в Москве
В Государственном историческом музее проходит уникальная выставка. Публике впервые представлена коллекция миниатюрных гравюр с изображениями российских императоров и их приближённых. Подобные портреты, несколько веков назад было принято дарить на память.
"Какая чудесная диковинка" - пренебрежительно прозвали заморский портрет Петра. Но с него и начался модный бум на крохотные изображения. "Всем показалось прекрасно иметь всех родственников на пространстве в несколько вершков", - писал барон Врангель. Миниатюра так понравилась, что традиция сохранилась до сих пор - ну чем не фотография в кошельке.
Людмила Руднева, куратор выставки: "Их прямо брали в руку - рассматривали. Человек получал общение с близким и вместе с тем - общение с искусством".
Если камерный портрет по назначению - фотография, тогда это - снимок, сделанный на "мыльницу".
Из-за модной прихоти, дворянка Просковья Тимофеева сама сделала мини-копию своего настенного портрета. Художники-любители принялись писать себя, родственников. В продаже даже появились наборы для начинающих. Известно, пробовала себя в роли миниатюриста и великая княгиня Мария Федоровна.
У мастеров же были свои секреты. К примеру, прорисовать деталь, которую не сразу заметишь. Портрет после Полтавской битвы: на плече Петра - крохотный краешек львиной шкуры - ассоциация с библейским Самсоном.
Миниатюры дарили в награду. Орден не за подвиги и заслуги, а благодарность, личная, сразу за все. Портрет хоть и камерный, но все же государственный. Поэтому на обратной стороне вензель, а не прядь волос на память, как было принято. Свои портреты дарили женихам, невестам, друзьям, в драгоценной оправе, на шкатулках или даже - табакерках.
Людмила Руднева, куратор выставки: "Доставая из кармана табакерку, чтобы угостись окружающих, человек всегда демонстрировал портрет. Это был портрет близкого человека".
Или даже свой собственный. У ярого поклонника миниатюры князя Куракина было столько изображений "себя", что он не успевал их раздаривать. Иногда портреты подписывали так же камерно: "Мой брат Петя". Со временем путали черты героев. Ученые определили по мундиру и большим портретам - никакой это не Коновницын, а Голицын. Потомки согласны.
Писали портреты на слоновой кости - получались плоскими, акварелью, даже гуашью, особыми штрихами - пунктиром. И всего за несколько дней. Эта простота и стала причиной широкого распространения.
Но были миниатюры и для очень узкого круга. На эмали. Легко отличить - они почти полукруглые. За портрет в дорожном костюме императрица Екатерина - как следует из личных записей - отдала художнику тысячу рублей.
Медную пластину, или даже золотую, обжигали, травили в кислоте, сушили. Слой за слоем наносили основу и снова обжигали, и сушили. Даже технически - процесс невероятно дорогостоящий.
Но главное - это краски, их изобрели во Франции. Окислы разных металлов, которые по-разному реагируют на температуру. Поэтому портреты рисовали частями. В буквальном смысле фрагментами. Сначала те цвета, которые выдерживали в печи 900 градусов, и дальше по ниспадающей. Вообще рассматривать, как сделана миниатюра, - особое удовольствие. Как дополнительный бонус. Некоторые детали видны только через лупу. Хотя как раз через лупу рассматривать портрет было не принято.
Русские мастера в итоге изменили европейскую манеру письма. В камерных изображениях появилась особая доверительная нотка, говорят искусствоведы.
Со временем миниатюры достали из карманов и повесили. Рамки стали больше. Из портретов сложились стены родственников - как сейчас фотоальбомы. Когда собственно появилась фотография, миниатюра исчезла совсем. Из быта, но оказалась в музеях. Уже не в качестве карманного портрета, а произведения искусства.