«Главный иностранец советского кино» Юозас Будрайтис 6 октября отмечает юбилей
Главный иностранец советского кино, Юозас Будрайтис актером стал волей случая. Специального образования и подготовки не было, зато он так вел себя в кадре, что сомнений не оставалось. Нет образования - и не надо. Последние 14 лет Будрайтис работал атташе по культуре посольства Литвы в России, но вскоре он расстается с Москвой.
Что фотографировать и как, Юозас Будрайтис думает недолго. В переулочках между Тверской и Арбатом ему знакомо каждое дерево, здание, ракурс или панорама. От посольства до Патриарших прудов он прогуливается ежедневно. Здесь, почти как дома, почти как в Литве.
Юозас Будрайтис, советский и литовский актер театра и кино, народный артист Литовской ССР: "Вот идешь по улице, и даже там, где нет пешеходного перехода, машина останавливается, водитель показывает – проходите… Я так благодарен человеку, что останавливаюсь и ему кланяюсь... Это трогательно".
Знаменитый иностранец советского кино последние 15 лет иностранцем и работал - атташе по культуре посольства Литовской Республики в России.
Его стиль - увлечь литовской культурой каждого, глаза в глаза. Он не просто перерезает красные ленточки и зачитывает речь. Будрайтис не открывает, а собирает выставки, не приглашает музыкантов, а слушает и знает их репертуар, не только любит поэзию, а читает, всему залу. Собственно, ближайший от зала кабинет - его. В архивах чиновника - недосказанность, искаженность, брак. Это кинопрошлое в авторских снимках.
Юозас Будрайтис, советский и литовский актер театра и кино, народный артист Литовской ССР: "Тут юмор вот такой - съемочная площадка после обеда: что осталось, то осталось".
И остался, и попал Юозас Будрайтис в кино случайно. Студент юридического факультета актером оказался незапрограммированным, как потом скажут режиссеры: без образования, а значит, штампов. В "Никто не хотел умирать" нужно было жить, а не играть.
Юозас Будрайтис, советский и литовский актер театра и кино, народный артист Литовской ССР: "Сказали пройти туда - прошел туда. Это незнание и обогатило меня, и понравилось режиссеру, он увидел органику определенную".
О юридической карьере думать было уже некогда. Больше семидесяти ролей в кино. Заграничный лоск и шарм, очаровательный акцент. Прибалтийские актеры в советском кино играли иностранцев, миллионеров, шпионов и фашистов.
Но для Будрайтиса после "Опасного возраста" эти стереотипные роли остались в прошлом. Утонченного эксперта-парфюмера он превратил в "простого мужичка-нюхача" - так о своей роли говорит актер.
Юозас Будрайтис, советский и литовский актер театра и кино, народный артист Литовской ССР: "По запахам я абсолютный нуль. Если лук жарят, я чувствую. Когда мы показали картину парфюмерной фабрике, они сказали - полная чушь, но убедительно".
Убеждает Будрайтис и со сцены. Играет в знаковых спектаклях - с "Тремя сестрами" Некрошюса он гастролировал несколько лет. Собственно, актерскую деятельность, уверен Будрайтис, он не оставил и по сей день.
Юозас Будрайтис, советский и литовский актер театра и кино, народный артист Литовской ССР: "Говорить много и ничего не сказать - тоже искусство. Дипломату нужно улыбаться, когда не хочется, говорить не всю правду, которую знаешь".
Правда дипломата всегда отличается от правды жизни, так же как и от правды искусства. В этом треугольнике Будрайтис - как рыба в воде. Какую бы роль ни играл, он всегда самодостаточен. И покидая дипломатическую сцену, кажется, не грустит. Почти не грустит.