Премьера Большого — спектакль от одного из главных провокаторов мирового балета
В Большом театре сегодня - первая премьера сезона. Спектакль Анжелена Прельжокажа - его считают возмутителем спокойствия и провокатором в мировом балете. Новая постановка - смешение жанров и танцевальных стилей. А сам маэстро называет свою хореографию электрошоком. Но при этом признаётся: его цель - жестким языком рассказать историю о нежных чувствах.
На сцене - минимум декораций, на танцовщиках - минимум одежды, только телесные трико или короткие платья. При этом - сложные комбинации ломаных движений под электронную музыку, совершенное владение телом.
Интригующий, эпатажный, завораживающий - пишут об Анжелене Прельжокаже. "Мы - словно его рабочий блокнот", - признаются танцовщики. А сам он говорит: "Мои балеты - лишь движения тел, несущихся по воле волн в вихре идеалов и верований".
Одиннадцать танцовщиков из знаменитого хореографического центра во французском Экс-ан-Провансе, одиннадцать - из Большого театра, и любимый метод одного из самых авангардных хореографов Европы - электрошок. Столкнуть на одном танцевальном пространстве две школы - модерн и классику.
Анжелен Прельжокаж, хореограф: "Я изначально пытался как можно больше смешивать, даже сталкивать две хореографические культуры. Поэтому все дуэты обязательно интернациональные, чтобы диалог тел был более явным".
Перед мировой премьерой в Москве - недели кастингов, а потом месяцы репетиций во французском Экс-ан-Провансе. Среди танцовщиков Большого знаменитый хореограф-провокатор искал тех, кто близок его пластике и готов к самым рискованным экспериментам.
Анастасия Меськова, солистка Большого театра: "Я благодарна судьбе за эти два месяца, которые мы провели там, потому что я реально там стала другой. И мне нравится, я стала более открытой. Я реально сняла какие-то ненужные слои с себя, которые меня сковывали".
Совместные прогулки по городу и первые уроки от мастера авангарда. За время репетиций солистам Большого предстояло не только стать частью интернациональной труппы, но заново открыть, а порой и взломать себя и танцевать босиком, на мокром и скользком полу, внутри полиэтилена, с цепями или флагами.
Ян Годовский, солист Большого театра: "Нет, он не мокрый. В начале он был сухой, и хореограф сам его как бы намочил в раковине и начал с ним что-то импровизировать. Потом говорит, давайте попробуем так сделать".
Но этот танец - сплошная импровизация лишь на первый взгляд. На самом деле, все его балеты - настоящие танцевальные шахматы.
Лорена О’Нил, танцовщица: "Я работаю с Анжеленом восемь лет и не устаю восхищаться. Это иллюзия, что все изобретается на ходу. На самом деле, он отлично знает, чего хочет, в его голове всегда почти математический расчет".
Хотя на создание нового балета хореографа натолкнул знаменитый библейский текст "Откровение Иоанна Богослова", искать привычные образы не стоит. Его "Creation-2010, или А дальше - тысячелетие покоя…" - вовсе не о конце света.
Анжелен Прельжокаж, хореограф: "Для меня в слове "Апокалипсис" есть не только разрушение, но и возрождение, появление чего-то нового, неизвестного. Эта постановка - мои размышления о том, что таится в самых укромных уголках нашего бытия".
Тревожную атмосферу балета создает техно-музыка Лорана Гарнье, ди-джея, крестного отца французской электроники, более известного клубной, а не театральной публике.
Лоран Гарнье, композитор: "Возможно, моя музыка не слишком гармонична для слуха и совсем не привычна для публики Большого, но мне кажется, это подходящее выражение металлической стихии Анжелена".
А еще Анжелен Прельжокаж признается, что хотел языком жесткой современной хореографии рассказать об очень тонких человеческих чувствах - страхах, тревогах и надеждах.