Новый сезон в Большом театре откроет премьера авангардного балета француза Анжелена Прельжокажа
Новый сезон Большого театра открывается премьерой балета, который поставил французский хореограф Анжелен Прельжокаж. Идея спектакля возникла три года назад, когда режиссер приехал в Большой театр. В итоге несколько артистов надолго уехали во Францию репетировать и учить. Труппа Прельжокажа не сильна в академическом танце, а нашим понадобились мастер-классы авангардной пластики.
На сцене - минимум декораций, на танцовщиках - минимум одежды, только телесные трико или короткие платья. При этом - сложные комбинации ломаных движений под электронную музыку, совершенное владение телом.
Интригующий, эпатажный, завораживающий - пишут об Анжелене Прельжокаже. "Мы - словно его рабочий блокнот", - признаются танцовщики. А сам он говорит: "Мои балеты - лишь движения тел, несущихся по воле волн в вихре идеалов и верований".
Одиннадцать танцовщиков из знаменитого хореографического центра во французском Экс-ан-Провансе, одиннадцать - из Большого театра, и любимый метод одного из самых авангардных хореографов Европы - электрошок. Столкнуть на одном танцевальном пространстве две школы - модерн и классику.
Анжелен Прельжокаж, хореограф: "Я изначально пытался как можно больше смешивать, даже сталкивать две хореографические культуры. Поэтому все дуэты обязательно интернациональные - чтобы диалог тел был более явным".
Перед мировой премьерой в Москве - недели кастингов, а потом месяцы репетиций во французском Экс-ан-Провансе. Среди танцовщиков Большого знаменитый хореограф-провокатор искал тех, кто близок его пластике и готов к самым рискованным экспериментам.
Анастасия Меськова, солистка Большого театра: "Я благодарна судьбе за эти два месяца, которые мы провели там, потому что я реально там стала другой. И мне нравится, я стала более открытой. Я реально сняла какие-то ненужные слои с себя, которые меня сковывали".
Совместные прогулки по городу и первые уроки. За время репетиций солистам Большого предстояло не только стать частью интернациональной труппы, но заново открыть, а порой и взломать себя и танцевать босиком, на мокром и скользком полу, внутри полиэтилена, с цепями или флагами.
Ян Годовский, солист Большого театра: "Нет, он не мокрый. В начале он был сухой, и хореограф сам его как бы намочил в раковине и начал с ним что-то импровизировать. Потом говорит, давайте попробуем так сделать".
Но этот танец - сплошная импровизация лишь на первый взгляд. На самом деле, все его балеты - настоящие танцевальные шахматы.
Лорена О’Нил, танцовщица: "Я работаю с Анжеленом восемь лет и не устаю восхищаться. Это иллюзия, что все изобретается на ходу. На самом деле, он отлично знает, чего хочет, в его голове всегда почти математический расчет".
Хотя на создание нового балета хореографа натолкнул знаменитый библейский текст "Откровение Иоанна Богослова", искать привычные образы не стоит. Его "Creation-2010, или А дальше - тысячелетие покоя…" - вовсе не о конце света.
Анжелен Прельжокаж, хореограф: "Для меня в слове "Апокалипсис" есть не только разрушение, но и возрождение, появление чего-то нового, неизвестного. Эта постановка - мои размышления о том, что таится в самых укромных уголках нашего бытия".
А еще Анжелен Прельжокаж признается, что хотел языком жесткой современной хореографии рассказать об очень тонких человеческих чувствах - страхах, тревогах и надеждах.