В Москве открылась выставка художника-экспрессиониста Александра Лабаса
В Москве в Центре современного искусства "Винзавод" открывается новый выставочный проект "Александр Лабас. 1976 год, Кузнецкий мост. Воспоминание о выставке". Кураторы решили не просто показать работы художника, а сделать вольную реконструкцию ретроспективы 1976 года - именно тогда состоялась единственная выставка Лабаса. Подготовка к ней стала для мастера когда-то еще одной художественной задачей, и решал он ее сам.
Другой зал, другие стены, но все напоминает 1976 год. На стене – фото: на лице художника - абсолютное счастье. Новый костюм, рубашка и галстук - все было важно, ведь это - первый шаг к его возвращению. Известному экспрессионисту Александру Лабасу, не писавшему портреты государственных деятелей, отказывали в персональных выставках. Когда ему было уже под 80, в 1976 году, он вновь, как в молодые годы, познал славу и восторг зрителей и критиков.
К своей первой персональной выставке Лабас отнесся очень трепетно. Художник рисовал не просто план расположения картин, а их маленькие копии. Причем с оригиналами, которые писал в 20-30-е годы, эти миниатюры он не сравнивал. Воспроизводил по памяти, что позже сделало их самостоятельными произведениями искусства.
Стены в Выставочном зале Союза художников Лабас сам измерял до сантиметра. Создавал сначала макет экспозиции, а потом уже размещал на реальных стенах подлинники. Его выставка в 1976 году стала событием для московской интеллигенции. Каждый день по адресу ул. Кузнецкий мост, дом 20 приходили тысячи людей.
Марина Лошак, куратор выставки: "Это один из немногих художников, который, наряду с буквально небольшим количеством своих коллег, сумел сохраниться, как художник, как человек, в течение ХХ века. Никакой поправки на время, на конформизм, на возраст, на вынужденность делать какие-то вещи. Это действительно чрезвычайное качество, благодаря которому таким бешеным успехом пользовалась выставка Лабаса в 1976 году".
На открытии экспозиции в нынешнем, 2010 году, отказались от шампанского, которое предлагали гостям в 1976-м. Наливали белое вино, вспоминая курьезный случай на той выставке. О нем не написали тогда в светской хронике, но еще долго говорили в светском обществе.
Ольга Бескина-Лабас, племянница художника: "Во время открывания шампанского, бывает так, что пробки летят в разные стороны. Одна пробка попала в лоб Лиле Брик".
Искусствовед Евгения Буторина узнала себя на фотографии. Она тогда писала статьи о его творчестве.
Евгения Буторина, искусствовед: "Большой мастер акварели был, сопоставим с крупнейшими нашими художниками того времени".
Его картины не имеют четких линий. Он писал их по воспоминаниям из собственных снов. Искренне влюбленный во все новое, поэзию и романтику Лабас находил в технике. Машины, поезда и самолеты.
Он, как говорят критики, был одним из последних представителей поколения мечтателей, кто верил в светлое будущее человечества. Но еще больше верил в то, что его картины будут также излучать его любовь к жизни и через пятьдесят, и через сто лет.