Военно-полевой роман Тодоровского: автору любимых фильмов сегодня — 85 лет
85-й день рождения сегодня празднует режиссёр Пётр Тодоровский. Его поздравили Президент и премьер. Офицер-фронтовик Тодоровский погрузился в искусство, что называется, с головой. Творческий путь начал в качестве кинооператора. Затем актёрские работы, режиссура, сценарии и даже музыка к собственным картинам. Всю жизнь он её чувствует, а не пишет, потому что нот не знает.
Мелодии дилетанта Петра Тодоровского, которые звучали во всех его фильмах, страна напевала и насвистывала себе под нос, даже не подозревая об их авторстве. А он во всех компаниях и на съемочных площадках неизменно брал свою семиструнную гитару, купленную за 25 рублей на гонорар от первой картины "Верность". Настраивал ее по каким-то одному ему известным камертонам, и выдавал даже не музыку, а сразу истории, которые обязательно случались в его жизни, а затем превращались в любимые народом фильмы.
Саша Нетужилин из "Военно-полевого романа" - это 18 летний фронтовик Петр Тодоровский, прошедший всю войну до Эльбы. Однажды в землянке он услышал патефон и заразительный женский смех, в который влюбился вместе с другими бойцами своего взвода, потому что в этом возрасте очень хотелось любить. И именно этот смех случайно услышал уже после войны.
Петр Тодоровский, кинорежиссер: "Я обернулся - увидел: стояла женщина в телогрейке, в ватных брюках, немножко пошлая, облезлый маникюр, папироска, и кричала хриплым голосом: "Пирожки!" Это была та самая фронтовая королева, в которую мы все теоретически были влюблены".
Николай Бурляев, народный артист России: "Читаю и плачу. Первый раз над буквой плакал, читая сценарий. Великолепный, мастерский, по драматургии выстроенный, как пуля! Я знал Петра Ефимыча, но издали. И вот он идет по коридору, и я практически незнакомого мне человека обнял, как брата, поцеловал его трижды и бросил одну лишь реплику: "Оканчивайте кинопробы, эту роль я никому не отдам!"
Он как-то удивительно чувствует людей, уверяют актеры, особенно женщин. Может быть потому, что целый год сидел с ними в одном цехе на заводе стеклотары и отбраковывал банки, слушая их нехитрые истории. Это было уже после войны, когда Тодоровского не приняли на операторский факультет ВГИКа. Банки банками, а с фотоаппаратом будущий режиссер не расставался ни на минуту. Потому что знал: впереди - "Любимая женщина механика Гаврилова", "Интердевочка", "Ретро втроем" и еще десятки картин.
Елена Яковлева, народная артистка России: "Это такой человек, его не хочется огорчать, не хочется делать плохо. Хотелось прямо с первого дубля, чтобы этот кодак, которого мало и т.д., потому что бюджет не позволяет. И чтобы с первого дубля все получалось, и так все работают!"
Актеры верят Тодоровскому безоговорочно. Правда лишь раз, в начале съемок фильма "Анкор, еще анкор" Ирина Розанова усомнилась, а мог ли герой Евгений Миронова влюбиться в нее - такую пышную и страстную.
Ирина Розанова, народная артистка России: "Когда я увидела худенького, тоненького, молодого, обаятельного, лучезарного, светящегося Женю Миронова, мне показалось, что я всеми своими габаритами, килограммами должна просто убить его и задавить".
Петр Тодоровский, кинорежиссер: "Она возмутилась: "Побойтесь Бога, нам же придется целоваться, обниматься, он же мальчик!" Я говорю: "Так в этом весь смысл!"
Петр Ефимович знает, в чем смысл. Именно поэтому на его фильмах смеются взахлеб и навзрыд плачут. Сегодня в его столе - три новых сценария. А в голове - десятки историй: правдивых и трогательных, искренних и солнечных. Таких, каким считают Петра Тодоровского все, кто его любит.
28 сентября в 10:50 смотрите на Первом канале документальный фильм "Петр Тодоровский. Жизнь забавами полна".