Режиссер, сценарист, актер, оператор и композитор Петр Тодоровский отмечает юбилей
Петр Тодоровский - автор картин, которые любят, потому что в них есть герои и их история. ВГИК Тодоровский окончил после войны, на которую попал курсантом, а победу встречал командиром взвода. В кино он пришел оператором, кстати именно он снимал "Весну на Заречной улице", а еще он сам писал музыку к своим картинам, хотя нот не знает.
Мелодии дилетанта Петра Тодоровского, которые звучали во всех его фильмах, страна напевала и насвистывала себе под нос, даже не подозревая об их авторстве. А он во всех компаниях и на съемочных площадках неизменно брал свою семиструнную гитару, купленную за 25 рублей на гонорар от первой картины "Верность". Настраивал ее по каким-то одному ему известным камертонам, и выдавал даже не музыку, а сразу истории, которые обязательно случались в его жизни. А затем превращались в любимые народом фильмы.
Саша Нетужилин из "Военно-полевого романа" - это 18 летний фронтовик Петр Тодоровский, прошедший всю войну до Эльбы. Однажды в землянке он услышал патефон и заразительный женский смех, в который влюбился вместе с другими бойцами своего взвода, потому что в этом возрасте очень хотелось любить. И именно этот смех случайно услышал уже после войны.
Петр Тодоровский, кинорежиссер: "Я обернулся - увидел: стояла женщина в телогрейке, в ватных брюках, немножко пошлая, облезлый маникюр, папироска, и кричала хриплым голосом: "Пирожки!" Это была та самая фронтовая королева, в которую мы все теоретически были влюблены".
Николай Бурляев, народный артист России: "Читаю и плачу. Первый раз над буквой плакал, читая сценарий. Великолепный, мастерский, по драматургии выстроенный, как пуля! Я знал Петра Ефимыча, но издали. И вот он идет по коридору, и я практически незнакомого мне человека обнял, как брата, поцеловал его трижды и бросил одну лишь реплику: "Оканчивайте кинопробы, эту роль я никому не отдам!"
Каждый раз снимаю о войне, а получается о любви, признается режиссер. Актеры с Тодоровским не спорят. Правда, в начале съемок фильма "Анкор, еще анкор" Ирина Розанова усомнилась, а мог ли герой Евгений Миронова влюбиться в нее - пышную и страстную жену полковника.
Ирина Розанова, народная артистка России: "Когда я увидела худенького, тоненького, молодого, обаятельного, лучезарного, светящегося Женю Миронова, мне показалось, что я всеми своими габаритами, килограммами должна просто убить его и задавить".
Петр Тодоровский, кинорежиссер: "Она возмутилась: "Побойтесь Бога, нам же придется целоваться, обниматься, он же мальчик!" Я говорю: "Так в этом весь смысл!"
Петр Ефимович знает, в чем смысл. Фильма в частности и жизни в целом. Даже когда после войны его не приняли на операторский факультет ВГИКа, и он вынужден был грузить вагоны и отбраковывать банки на заводе стеклотары, Тодоровский не расставался с фотоаппаратом, потому что знал: все равно поступит. Все равно будет снимать кино, все равно - играть свои мелодии. В его столе сейчас - три новых сценария. А в голове - десятки историй: правдивых и трогательных, искренних и солнечных. Таких, каким считают Петра Тодоровского его самые любимые люди.
В субботу в 10:50 на Первом канале документальный фильм "Петр Тодоровский. Жизнь забавами полна".