Театр приплыл в усадьбу Чехова в подмосковном Мелихове
Необычная премьера в рамках Международного театрального чеховского фестиваля - проект "Дуэль". Его поставили в Мелихове, усадьбе Чехова. Там нет деления на зрителей и актёров. Все - участники события.
Единственный четвероногий участник спектакля уже готов к выходу, актеры вместе с реквизитом спешат занять свои места под вековыми тополями, которые сажал Чехов своими руками, а тем временем у зрителей есть возможность прогуляться по дому писателя.
В этой комнате время остановилось чуть более ста лет назад и все осталось на прежних местах. Кровать. Письменный стол, чернильница и керосиновая лампа, при свете которой Чехов работал по ночам. Но если бы сегодня Антон Павлович был жив, то смог бы прямо из окна своей спальни наблюдать за разыгрывающуюся прямо на пруду перед усадьбой написанную им дуэль.
В этом театре нет не только сцены, но и стен, крыши и занавеса. Только шаткие, как и отношения между героями, понтоны, балансируя на которых актеры пытаются достучаться друг до друга и до зрителей.
Владимир Байчер, режиссер: "Это вообще такой театральный экстрим. Надо быть достаточно смелым артистом, чтобы выйти на это качающееся пространство, чтобы здесь качаться, чтобы здесь танцевать".
Только голос, никаких микрофонов - главное требование режиссера. Актерам пришлось привыкать говорить громче, чем в помещении.
Николай Исаков, актер: "Надо пробить эту гладь воды до зрителя, то это сложнее работать, это сильнее, мощнее. Плюс ко всему сколько отвлекающих вокруг: зритель может отвлечься и на усадьбу, и на рыбок. У нас во время спектакля даже рыбу ловят".
Между актерами и зрителями - лишь несколько метров водной глади. Во время действия можно сидеть или лежать прямо на траве, подойти поближе.
Михаил Гуревич, зритель: "Чехов мечтал, что у него будет свой театр, прямо в усадьбе и вот через сто лет его мечта сбылась".
Порой зрители забывают, что на спектакле, а не просто стали случайными свидетелями чужой жизни.
Водные прогулки, пикники на траве... Здесь все - театр. Пруд, в котором купался Чехов, дорожки, по которым он гулял. И от этого драма человека, который должен жениться на нелюбимой женщине, становится еще острее.
Николай Исаков, актер: "За тобой чеховский дом, где-то в этих тенях ходит тот же фон Корен, тот же Лаевский, тот же Чехов. Они рядом, они все здесь. Вот тогда я почувствовал действительно, что здесь это помогает".
Саму дуэль режиссер сознательно перенес в замкнутое пространство. Усадебный амбар. Так сильнее безвыходность. И хотя никто не пострадает, уже ничто не будет как прежде в этой беззаботной курортной жизни. Ведь Чехов знал: "Люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы".