Сегодня — День памяти Владимира Высоцкого
Владимира Высоцкого не стало 30 лет назад. Утром на могилу знаменитого певца и актера пришли его близкие, друзья и поклонники. Они приносили цветы к памятнику Высоцкого и пели его песни. Многие из пришедших сегодня на Ваганьковское кладбище 30 лет назад были на гражданской панихиде у театра на Таганке. Официального сообщения о ней не было, но проститься с талантливым, гениальным, самым лучшим пришли десятки тысяч. У Высоцкого не было званий, а народная любовь была и есть.
Последние кадры Владимира Высоцкого. Театр на Таганке, разрывающий душу Гамлет, восторг зрителей, и артист, навсегда уходящий в темноту кулис...
Пройдёт 7 дней, и страна оцепенеет, узнав о его смерти. Пройдёт ещё 3 дня, и проститься с поэтом придёт вся Москва. Несмотря на то, что в советских газетах напечатают лишь два крошечных некролога, хотя на Западе сделают чуть ли не первой новостью.
Фрагмент репортажа телекомпании ARD (Германия): "Не было известно, где и когда с ним будут прощаться, но сегодня в 14:00 перед Театром на Таганке собралось больше людей, чем на Олимпийских объектах".
Игорь Керимов, поклонник творчества Владимира Высоцкого: "Мы не ожидали, что будет много народа, поэтому часам к 9-10 тянулись. А очередь была вот за тем домом, туда, ближе к набережной".
Рафаэль Аваков, поклонник творчества Владимира Высоцкого: "Какая-то такая безнадёга... Такое ощущение, что у людей что-то отняли что-то очень важное…"
Анатолий Савин, поклонник творчества Владимира Высоцкого: "Было очень жарко! Очень жарко! И люди несли цветы, стояли в очереди, прикрывали их зонтами, водой обрызгивали".
Но, казалось, это было всемирное покаяние людей перед Высоцким. Говорят, пришли и 70, и даже 100 тысяч человек. Но, далеко не все попали в сумрачный зал театра, где близкие люди говорили то, что сказать не успели.
Никита Высоцкий, сын Владимира Высоцкого: "Вышел Никита Сергеевич Михалков и сказал: "Умер народный артист Советского Союза!" Хотя, у него не было таких званий. Как разряд какой-то в воздухе! Все были согласны! Но, сказать такое! Понимаете..."
Когда гроб уже выносили из театра, многие плакали и бросали цветы. Очередь, длиной несколько километров, замерла: не могут не дать проститься!
Юрий Любимов, художественный руководитель Театра на Таганке: "Я говорю: "Провести надо с открытым гробом, с лицом, и с ним простятся все".
Николай Ширанков, в 1980 году сотрудник МВД СССР: "Я говорю: "Юрий Петрович! Этого нельзя делать, потому что, может быть, кто-то больной, выбьет из рук, которые будут нести гроб!" Он не согласился со мной!"
Юрий Любимов, художественный руководитель Театра на Таганке: "Они обманули, тут же юркнули в тоннель... Обманули! Не повезли так, чтобы с ним простились!"
Один из немногих журналистов, кому позволили в тот день снимать репортаж - корреспондент датского телевидения Сэмюэль Рахлин. Он помнит, как толпа взвыла, когда ковёр из цветов для Высоцкого начали сгребать, словно мусор.
Сэмюель Рахлин, в 1980 году корреспондент телевидения Дании: "Все венки, букеты просто в мешки! В то же время убрали портрет из одного из окон в театре, на фасаде. И тогда люди разозлились и начали скандировать: "Позор!" И долго кричали "Позор!" перед милицией".
О прощании с Высоцким, дабы не омрачать Олимпиаду, советские газеты и телевидение не сказали ни слова. Но по всей стране в деталях знали, что происходило на Таганке. Сработало не только сарафанное радио. Поклонники Высоцкого изготовили негативы и распечатали на фотобумаге один миллион экземпляров газеты с подробным репортажем, речами и фотографиями с панихиды и похорон.
Фильм о Высоцком, основанный на кадрах прощания, тогда показали не только в Дании - во многих странах Европы. А на Таганку ещё много месяцев тянулись люди, переписывая песни и стихи, передавая от сердца к сердцу огонь и воздух поэта Высоцкого.
Сэмюель Рахлин, в 1980 году корреспондент телевидения Дании: "Я понял, что тот момент, которого я ждал, когда я могу рассказать что-то об отношении народа к своим поэтам - это вот и есть! Можно сказать, дать дать народу, подышать свежим воздухом!"
Никита Высоцкий, сын Владимира Высоцкого: "Мы могли говорить там слова: талантливый, гениальный, самый лучший. Но, понимания не было... А вот после этих похорон оно пришло одновременно ко всем".