Псковский Кремль стал естественной декорацией для оперы «Псковитянка»
Премьера оперы "Псковитянка" накануне прошла в Пскове. Представление продолжалось до поздней ночи, за событиями на сцене пришли понаблюдать 4 тысячи человек. А 700 участников разыграли историческую драму - сольные партии исполняли ведущие солисты Большого и Мариинки, а в массовке вышли члены исторических клубов и даже десантники. Они на несколько часов превратились в стрельцов.
Псковский Кремль на несколько дней превратился театр. Сцена, гримерки, буфет. Зрительный зал рассчитан на 4 тысячи зрителей. Но мест все равно не хватило. В Кремле дают "Псковитянку".
Приемная дочь псковского наместника Ольга узнает, что она - внебрачный ребенок Ивана Грозного. Ее возлюбленный - мятежник. Как раз здесь на Вечевой площади Пскова и происходили политические события XVI века.
Юрий Лаптев, режиссер, народный артист РФ: "Где-то ощутить, наверное, тень Грозного, близстоящую с тобой, поэтому исторические стены, и природа и солнце".
Партию Грозного в этом спектакле когда-то исполнял Шаляпин, сегодня - бас Мариинки - Алексей Тановицкий.
Алексей Тановицкий, исполнитель роли Ивана Грозного: "Я понял, почему Шаляпин называл эту роль любимой. Для певца-актера - это кладезь. Это гигантские задачи - и петь и играть как драматический актер".
О такой масштабной постановке, как в Пскове, во времена Римского-Корсакова и не мечтали. В спектакле участвуют 600 человек. Главные партии исполняют солисты Большого и Мариинки. Остальные роли играют артисты местного театра драмы. А еще в массовку приглашены несколько сотен человек. Псковским десантникам пришлось не только переодеваться в стрельцов, но и впервые в жизни гримироваться. Играть в опере хотели многие, но повезло не всем.
Специально для участия в спектакле в Псков привезли несколько десятков дрессированных лошадей. Они привычны к громким голосам и не пугаются выстрелов. Пока идут репетиции, животных держат в тени. Впрочем, солнце - главный враг всех артистов.
Андрей Архипов, исполнитель роли Малюты Скуратова: "С таким гримом опасность попасть под солнышко, и это все стечет. А это 40 минут работы гримера. Просто жалко".
15-килограммовые доспехи, шубы, шапки и сапоги. Артисты стоически переносят жару. А ведь многим приходится еще и бегать.
Юрий Лаптев: "Расстояние в театре меряется 5-7 метров, а здесь 300-250. Люди должны сбегать встретить царя, когда он въезжает, и вернуться на вечевую площадь и вовремя вступить. Спеть".
Действие разворачивается не только на центральной площади, но и на всей территории Кремля. Чтобы зрители ничего не пропустили, спектакль транслируется на огромном экране.
Ночь для спектакля выбрана неслучайно. "Псковитянка - это еще и световое шоу. В темноте технические задумки режиссера смотрятся эффектнее. Особенно пожар. На обычной сцене это было бы сделать невозможно.
Горят настоящие костры, за кулисами работают лучшие пиротехники. К концу спектакля, когда Ольга умирает на руках царя, свет гаснет. Ярко светит только настоящая луна.
Чтобы все 600 артистов вышли на поклон, администраторам пришлось организовать очередь. Аплодисменты длились полчаса.