Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
15 июля 2010, 18:14

В Московской консерватории решают, как после реконструкции сохранить правильную акустику

Как с помощью алгебры и других точных наук, сохранить магию музыки. Ответ на этот вопрос предстоит найти реставраторам здания Московской консерватории. Чтобы сохранить уникальную акустику залов, уже созданы две компьютерные модели. С их помощью гармонию звуков превратили в математические формулы.

С Большой Никитской улицы студентам и прохожим видны только фасадные работы. Но внимание всего музыкального мира приковано к тому, что происходит за этими стенами.

Денис Мацуев, пианист, заслуженный артист России: "Вот этот ремонт, который сейчас будет... Мы все держим кулаки за то, чтобы не ушла эта уникальная атмосфера, аура этого зала - магическая. И, безусловно, акустика, конечно, это самое важное для зала, где звучит классическая музыка".

Идеальной считается такая акустика, когда каждый зритель в любой точке зала слышит звук инструментов с наименьшими искажениями. Громкость звука, его частоты, модуляции и прочие физические характеристики должны доходить до каждого слушателя неизменными. В силу естественных причин такое, разумеется, невозможно. В концертном зале звуковая волна отражается от стен, пола и потолка, при этом меняются ее физические характеристики. Возникают так называемые "паразитные колебания", мешающие восприятию. Задача инженеров - так подобрать форму зала, материалы сводов, пола и стен, чтобы первый ряд слышал то же, что и последний. А искажения звука стремились к нулю.

С этой точки зрения Большой зал консерватории уникален даже по мировым меркам. Музыканты сравнивают его с нью-йоркским Карнеги-Холлом, Мюзик Ферайном в Вене, Концертгебау в Амстердаме.

Александр Бондурянский, проректор Московской консерватории: "Я недавно разговаривал с Даниэлем Баренбоймом, который говорит, что для него каждый приезд, каждое выступление в Большом зале это праздник души. Он говорит: "Ты не представляешь, я вхожу и пью воздух этого зала!" Ну, разве можно сказать лучше?"

Таким образом, главный и открытый пока вопрос в том, удастся ли при ремонте сохранить акустику, столь необыкновенную, что она даже претендует на получение статуса "предмет охраны". Это первый в мире прецедент, когда статус особо охраняемого объекта получит не здание, не предмет, и даже не что-то материальное, а по сути, описанное формулами и графиками физическое явление.

Александр Соколов, ректор Московской консерватории: "Нашли способ его материализации. Было сделано сразу две модели, одна из них - цифровая компьютерная модель, то есть просчет всех акустических параметров - это реверберация, возвращение звука, эффект эха и так далее - во всех точках зала".

Звуковой сигнал определенной частоты улавливается особыми датчиками, превращается в цифры, затем цифры складываются в графики. Детально изучаются свойства отделочных материалов и их влияние тончайшие модуляции звука. Но концертный звук неизмеримо богаче лабораторных моделей. Звучание скрипки на высоких частотах и органа на низких совершенно по-разному, как говорят специалисты, "отрабатываются" залом. На сегодняшний день это, без сомнения, одна из самых грандиозных попыток поверить алгеброй гармонию. Но как ни парадоксально, наука пока остается единственной надеждой вернуть после ремонта в эти стены магию.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей