Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
8 июля 2010, 21:16

Старинные рецепты в реставрации Большого театра — специалисты делятся секретами

В Москве реставраторы начали оформление интерьеров Большого театра и восстановление в первозданном виде знаменитой квадриги Аполлона. В зрительном зале покрывают позолотой балконы и ложи, лучших позолотчиков искали по всей России, выбирали из тех, кто знает старинные рецепты. С помощью доисторической глины, тушеного яичного желтка, бумаги и олифы, оказывается, можно творить чудеса.

Каким был венок Аполлона — историки уже не станут спорить. С этого момента красавец на колеснице в правой руке будет держать такой: из 50 лавровых листков, созданный реставраторами заново. Когда был утерян предыдущий венок вместе с пряжкой и фиговым листком, не может сказать никто. На кадрах, снятых около 30 лет назад во время предыдущей реставрации квадриги, отчетливо видно: рука Аполлона пуста. И что необычно — она, как и вся колесница вместе с конями — розового цвета. Оказалось, что скульптура Клодта выполнена не из бронзы, а из меди, да к тому же еще и абсолютно полая внутри. Из-за этого ее нельзя спустить на землю, что было бы удобно реставраторам, и работы ведутся над колоннами под шатром.

Несмотря на то, что квадрига находиться на высоте 20 метров от земли, все детали ансамбля выполнены с удивительной достоверностью. Даже колесо Аполлоновой колесницы вращается, как настоящее. Сегодня его покрывают специальной сверхпрочной краской. В следующий раз такую процедуру повторят только через 50 лет.

А лепнина на балконах зрительного зала будет держаться вообще около 200 лет. Утраченные элементы декора восстанавливают из папье-маше, который готовят по старинному рецепту — мука из костей кролика, бумага и олифа. На прежней лепнине реставраторы по миллиметру исследуют каждую трещинку. Важно выяснить и удалить причину ее образования. Зачастую это маленькие гвоздики царских времен.

Алексей Политковский, руководитель группы реставраторов по восстановлению папье-маше: "Наверняка в послевоенные годы и во время войны были перепады температуры очень большие, зал не отапливался. Это могло послужить началом коррозии этих самых замечательных гвоздиков. Вот даже и сам гвоздь уже разрушился".

На все трещины и царапины наносят специальный грунт — левкас, в состав которого входит очень редкая глина из глубоких земных слоев, а так же яичный белок, который выдерживают в тепле в течение 40 дней. На такой слой блестяще — в прямом и переносном смысле – ложиться сусальное золото. Тонкие золотые листы толщиной в десятую долю микрона. Их делают вручную из более толстых пластин драгоценного металла.

Вера Бабич, руководитель группы реставраторов по золочению: "Помещаются пластины между шкурами, выделанными из пузыря быка. Специальные шкуры, и вот эти пластины закладывают в несколько слоев, и молотобойцы бьют по нему".

Воссоздание роскоши зрительного зала стало возможным только после главных работ — восстановления стен и фундамента. Дело в том, что еще в XVIII веке Большой театр поставили на кирпич и дубовые сваи, которые в подземных водах Неглинки окрепли до состояния стали. Но когда реку заключили в трубу, дуб рассохся, и здание осело.

Михаил Сидоров, официальный представитель генерального подрядчика реконструкции и реставрации Большого театра: "За несколько лет до XX века произошел такой случай. Во время спектакля здание Большого театра накренилось так, что заклинило двери в ложу, и была паника в театре. Люди из него пытались выбраться, как угодно, и собственно с 1895 года началась история реконструкции Большого театра".

Самой удачной стала первая реконструкция по проекту архитектора Альберта Кавоса. Самыми неудачными — все те, что последовали в советский период, когда многие звукопроводящие материалы и специальные пустоты были залиты бетоном. Сегодняшние реставраторы, исправляя ошибки своих предшественников, уверяют: на это раз все работы будут сделаны так, чтобы через двести лет архитекторам будущего не было за них стыдно.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей