Старинные рецепты в реставрации Большого театра — специалисты делятся секретами
В Москве реставраторы начали оформление интерьеров Большого театра и восстановление в первозданном виде знаменитой квадриги Аполлона. В зрительном зале покрывают позолотой балконы и ложи, лучших позолотчиков искали по всей России, выбирали из тех, кто знает старинные рецепты. С помощью доисторической глины, тушеного яичного желтка, бумаги и олифы, оказывается, можно творить чудеса.
Каким был венок Аполлона — историки уже не станут спорить. С этого момента красавец на колеснице в правой руке будет держать такой: из 50 лавровых листков, созданный реставраторами заново. Когда был утерян предыдущий венок вместе с пряжкой и фиговым листком, не может сказать никто. На кадрах, снятых около 30 лет назад во время предыдущей реставрации квадриги, отчетливо видно: рука Аполлона пуста. И что необычно — она, как и вся колесница вместе с конями — розового цвета. Оказалось, что скульптура Клодта выполнена не из бронзы, а из меди, да к тому же еще и абсолютно полая внутри. Из-за этого ее нельзя спустить на землю, что было бы удобно реставраторам, и работы ведутся над колоннами под шатром.
Несмотря на то, что квадрига находиться на высоте 20 метров от земли, все детали ансамбля выполнены с удивительной достоверностью. Даже колесо Аполлоновой колесницы вращается, как настоящее. Сегодня его покрывают специальной сверхпрочной краской. В следующий раз такую процедуру повторят только через 50 лет.
А лепнина на балконах зрительного зала будет держаться вообще около 200 лет. Утраченные элементы декора восстанавливают из папье-маше, который готовят по старинному рецепту — мука из костей кролика, бумага и олифа. На прежней лепнине реставраторы по миллиметру исследуют каждую трещинку. Важно выяснить и удалить причину ее образования. Зачастую это маленькие гвоздики царских времен.
Алексей Политковский, руководитель группы реставраторов по восстановлению папье-маше: "Наверняка в послевоенные годы и во время войны были перепады температуры очень большие, зал не отапливался. Это могло послужить началом коррозии этих самых замечательных гвоздиков. Вот даже и сам гвоздь уже разрушился".
На все трещины и царапины наносят специальный грунт — левкас, в состав которого входит очень редкая глина из глубоких земных слоев, а так же яичный белок, который выдерживают в тепле в течение 40 дней. На такой слой блестяще — в прямом и переносном смысле – ложиться сусальное золото. Тонкие золотые листы толщиной в десятую долю микрона. Их делают вручную из более толстых пластин драгоценного металла.
Вера Бабич, руководитель группы реставраторов по золочению: "Помещаются пластины между шкурами, выделанными из пузыря быка. Специальные шкуры, и вот эти пластины закладывают в несколько слоев, и молотобойцы бьют по нему".
Воссоздание роскоши зрительного зала стало возможным только после главных работ — восстановления стен и фундамента. Дело в том, что еще в XVIII веке Большой театр поставили на кирпич и дубовые сваи, которые в подземных водах Неглинки окрепли до состояния стали. Но когда реку заключили в трубу, дуб рассохся, и здание осело.
Михаил Сидоров, официальный представитель генерального подрядчика реконструкции и реставрации Большого театра: "За несколько лет до XX века произошел такой случай. Во время спектакля здание Большого театра накренилось так, что заклинило двери в ложу, и была паника в театре. Люди из него пытались выбраться, как угодно, и собственно с 1895 года началась история реконструкции Большого театра".
Самой удачной стала первая реконструкция по проекту архитектора Альберта Кавоса. Самыми неудачными — все те, что последовали в советский период, когда многие звукопроводящие материалы и специальные пустоты были залиты бетоном. Сегодняшние реставраторы, исправляя ошибки своих предшественников, уверяют: на это раз все работы будут сделаны так, чтобы через двести лет архитекторам будущего не было за них стыдно.