Реставрацию лепнины Большого театра проводят по старинным рецептам
В Большом театре реставраторы приступили к сложной и ответственной миссии: они восстанавливают и покрывают позолотой лепнину зрительских балконов и лож. Делают это по старинным рецептам — чтобы вернуть залу его уникальную акустику. А на фасаде здания завершается работа над скульптурами Аполлона и знаменитых коней Клодта.
Каким был венок Аполлона, историки уже не станут спорить. С этого момента медный красавец на колеснице в правой руке будет держать такой: из 50 лавровых листков, созданный реставраторами заново. Поскольку от предыдущего, утерянного, похоже, в годы войны при бомбежке Большого театра, не осталось ничего, даже фотографий. Конечно, восстанавливать квадригу специалистам было бы гораздо удобнее на земле, но оказалось, что скульптура Клодта внутри абсолютно полая, и любое перемещение может ее просто уничтожить.
Несмотря на то, что квадрига находится на высоте 20 метров от земли, все детали ансамбля выполнены с удивительной достоверностью. Даже колесо Аполлоновой колесницы вращается, как настоящее. Сегодня его покрывают специальной сверхпрочной краской. В следующий раз такую процедуру повторят только через 50 лет.
А вот лепнина на балконах зрительного зала будет держаться около 200 лет. Утраченные элементы декора восстанавливают из папье-маше, который готовят по старинному рецепту: мука из костей кролика, бумага и олифа. На прежней лепнине реставраторы по миллиметру исследуют каждую трещинку. Важно выяснить и удалить причину ее образования. Зачастую — это маленькие гвоздики царских времен. На все трещины и царапины наносят специальный грунт, в состав которого входит очень редкая доисторическая глина из глубоких земных слоев, а также яичный желток, который тушат в течение 40 дней. Эта технология позволяет достигнуть фантастического эффекта.
Все эти старинные методы и рецепты нужны только для одного — восстановления первоначальной акустики зала, которая была утрачена во время ремонта театра в советские времена. Сегодняшние реставраторы, исправляя ошибки своих предшественников, уверяют: на этот раз все работы будут сделаны так, чтобы через 200 лет архитекторам будущего не было за них стыдно.