Мировая премьера на Чеховском театральном фестивале в Москве
Свой новый спектакль привез в Москву знаменитый французский хореограф и режиссер Жозеф Надж. Постановку он назвал "Шерри Бренди": чеховская тема перекликается со знаменитым рассказом Варлама Шаламова. Маэстро смешал эпохи, жанры, современный танец, пантомиму и немое кино.
Жозеф Надж. Это как железом по стеклу. На его спектаклях зрители либо прилипают к креслу, либо выходят из зала. О нем говорят или с восторгом, или с ужасом. Без полутонов. Так же жестко, деля пространство на яркий свет и кромешную тьму, французский хореограф и режиссер представил московской публике свою новую постановку "Шерри Бренди".
Это уже четвертый спектакль Жозефа Наджа в российской столице. За две из них — "Полуночников" и "Войцека" — глава Орлеанского хореографического центра получил "Золотые маски". Сегодня мэтр в роли чеховского героя, хотя ролью это назвать сложно, скорее, фантазия на тему "человек в замкнутом пространстве".
Жозеф Надж, хореограф, режиссер (Франция): "У Чехова меня особенно потряс один персонаж — из маленькой одноактной пьесы "Лебединая песня". Это герой интересен даже свое фамилией — Светловидов — тот, кто видит свет. Так вот это актер оказывается поздней ночью один на сцене. Он играл на этой сцене 45 лет, и впервые увидел ее такой — бездонной, страшной и призрачной".
Сцена полна призраков. Через Чеховский "Остров Сахалин" Надж продолжил каторжную тему героями бывшего в заключении писателя Варлама Шаламова. Собственно названием "Шерри Бренди" спектакль обязан одноименному шаламовскому рассказу, посвященному смерти Осипа Мандельштама.
Питер Гемза, хореограф, актер: "На первой репетиции он, как правило, приходит к нам с ворохом бумаг. Это его мысли по поводу отдельных сцен. Но Жозеф не навязывает нам эти мысли. Он дает нам полную свободу, спрашивая каждого: а как бы ты чувствовал себя в этой ситуации, как бы ты выразил эту мысль своим телом? Мы начинаем импровизировать. Проходят недели, месяцы, и вдруг в один момент он кричит: вот оно! Значит, мы пришли к истине".
К истине актеры вместе со зрителями идут ровно 88 минут. Две восьмерки в данном случае отражают бесконечность. У Наджа каждая деталь имеет определенный смысл. Но раскрыть его удается не сразу.
Под скорбной мужской маской на сцене скрывается хрупкая девушка — Анастасия. В этом спектакле вообще все персонажи — не те, за кого себя выдают. И это главный прием Жозефа Наджа – дать зрителю загадку, над которой будут долго ломать голову.
И, похоже, московской публике это нравится. Иначе как объяснить, что билеты на три спектакля мировой премьеры "Шерри Бренди" были раскуплены в столице четыре месяца назад.