В Москве открывается выставка из коллекции Будапештского музея изобразительных искусств
Это настоящий летний подарок для всех, кто сможет пожертвовать одним днем отпуска и сходить в музей. На 3 месяца в Москву отпустили 60 шедевров - от Рафаэля до Гойи. Специалисты особенно советуют идти и смотреть испанцев - по количеству и качеству венгерская коллекция уступает, как считается, только мадридскому Прадо.
Выставить свет - особое музейное искусство, его не должно быть слишком много. Это может убить живописное полотно. Потому каждые пять минут такое "прослушивание" картин специальным прибором. Среди античных колонн. В музейной тишине. С линейками и стремянками.
В залах - небывалая суета и жаркие споры. Шедевры из Будапештской коллекции распакованы, осталось найти для каждого из них достойное место. Процессом руководит лично директор Пушкинского музея Ирина Антонова.
60 картин и все 60 шедевры. Только от одного перечисления имен захватывает дух: Рафаэль, Эль Греко, Дюрер, Веласкес, Гойя, Рубенс, Рембрандт. Фламандцы, итальянцы, голландцы… Многие работы этих великих мастеров еще никогда не были в России.
Пронзительный взгляд юноши в красном берете - подлинник Рафаэля. Огромная редкость не только в российских музеях. А над загадкой вечной женственности кающейся Марии Магдалины Эль Греко бьются исследователи уже ни одно столетие.
Другая гордость экспозиции - девушка с кувшином воды. Символ освободительной борьбы Испании. Последние рентгеновские исследования показали, что Гойя рисовал ее поверх натюрмортов, вероятно, из-за трудностей с холстами в военные годы.
Ирина Антонова, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: "Это мастер, его картин нет у нас, увидеть любую картину Гойи – это, по-моему, большая радость. Это вещь изумительная, я всегда мечтаю иметь ее в музее".
Еще одно украшение выставки - портрет мужчины на ярко-красном фоне. Революционная для тех лет психологизм. Работ Дюрера вообще нет в России, как и другого немца - Альтдорфера. После реставрации на золоте картины XVI века проступил готический орнамент.
А это полотно долгое время было предметом споров. Считалось, что оно принадлежит кисти Рембрандта. Последние исследования показали - лишь частично. Великий художник был еще и отличным учителем.
Морские свинки, райские попугаи - картину виртуоза деталей Яна Брейгеля можно рассматривать даже через увеличительное стекло. Судя по всему, художник был близорук.
У искусствоведов от количества шедевров кругом идет голова. Коллекция Будапештского музея изобразительных искусств - одна из богатейших в Европе, ее бережно собирали несколько поколений князей Эстерхази. И вот все готово и залы ждут первых посетителей. Работы старых мастеров пробудут в России до конца лета.