В Чечне местные жители пытаются спасти каменные строения, которые были возведены в XI веке
Сторожевые башни простояли до наших дней благодаря особому цементирующему составу, секрет которого до сих пор не разгадан. Однако столетия сказались на некоторых из них. Постройки начали разрушаться.
Итон Зулаев о каменных постройках знает разное: легенды про красавиц, спасенных джигитами; сказки про исполинов, чьими руками якобы были возведены эти сооружения; и исторические хроники, о том, как горцы отбивались от кочевников.
Итон Зулаев: "Верхний ярус предназначался для передачи сигналов от одной башни к другой. Каждой башне видно друг друга".
Все вместе эти боевые и сторожевые башни представляли собой целую сеть укреплений. Сигнал опасности передавался от одной к другой при помощи огня или дыма. Весть о приближении врага уже через час облетала все горы. До наших времен дожили не все башни.
Саид Саратов, директор Аргунского государственного музея-заповедника: "Многие памятники бесследно исчезли, утеряны и даже восстановлению не подлежат. По старым фотографиям мы видим, знаем, что был памятник, однако, не можем найти".
Эти башни, несмотря на внешнюю архитектурную простоту, практически неприступны. Их невозможно сжечь и очень трудно разрушить. По сей день никто точно не определил состав раствора, который применялся при строительстве.
Сколько точно лет этой башне, никто не знает. Известно только, что построена она до XII века. За 900 лет башня даже не покосилась. Весь секрет в фундаменте, говорят архитекторы.
Дёрская башня, название которой происходит от села Дёр, - один из уже реконструированных памятников культуры. На Саттойской башне уже закончены основные работы.
Сайд-Ахмед Белакаев, заместитель директора Аргунского государственного музея-заповедника: "Естественно, все будет деревянное, раньше в те года тоже все деревянное было, металлического, конечно, не было".
Учет и обследование башенных комплексов в Чечне не проводились более полувека, притом, что так называемая каталогизация таких архитектурных построек должна проходить каждые пять лет. После того, как в регионе заработала специальная правительственная программа, стало известно, сколько в республике башен, и в каком состоянии они находятся.
Дикалу Музакаев, министр культуры Чеченской Республики: "Мы проводим мониторинг и оказываем первоочередную помощь в сохранении уникальнейших объектов, которые являются и памятниками федерального значения, и для нас, независимо от федерального или местного значения, это наша память, наша история, наша культура".
По самым скромным подсчетам, в Аргунском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике находится 650 древних сооружений. Все они являются историко-культурными памятниками и нуждаются в надлежащем уходе. Тем не менее, целые башенные комплексы скрываются в горных ущельях. В каком они состоянии и можно ли их еще спасти? Это предстоит узнать специальной комиссии музея-заповедника.