Международный театральный фестиваль имени Чехова откроется спектаклем Франка Касторфа
Сегодня в столице открывается Международный чеховский фестиваль. В этом году его главный автор - Антон Павлович. Многие спектакли были поставлены специально к московскому форуму и созданы при поддержке оргкомитета фестиваля. Разным режиссерам предлагалось взяться за Чехова.
Премьеры проходят по-разному. А если премьера мировая, да по произведениям Чехова, да на русской сцене и с нее открывается Международный театральный чеховский фестиваль - это весомый повод, чтобы режиссер и актеры не находили себе места. Но вот с мировой премьерой спектакля "В Москву, В Москву" приехал немецкий режиссер Франк Касторф и поразил всех невиданной предпремьерной невозмутимостью.
Франк Касторф, режиссер: "У нас еще много времени до первого показа на зрителях - почти сутки. К тому же актеры готовы. И ни к чему особенно переживать, ведь вся наша профессия - это арена борьбы между зрителями и актерами, и сегодня все как обычно".
За кулисами - идеальный порядок и идеальная тишина: костюмы развешены, парики аккуратно уложены, пьеса Чехова "Три сестры" открыта на нужных страницах. Все актеры собрались на сцене, чтобы выслушать новые указания режиссера. Их цель - сыграть классику сцены в том жанре, который изначально указал автор. А это мало у кого получалось.
Странно одеваются, странно выглядят, странно говорят. Таких чеховских персонажей мало кто видел. Впрочем, сам Чехов назвал свои пьесы "комедиями" и вот приехал режиссер, который рискнул сделать из чеховских комедий комедию настоящую. И он рассчитывает на смех в зрительном зале.
Никакой романтики. Крики, сплетни, пустые разговоры. Эти три девушки, которые задыхаются в провинции не вызовут у зрителей слезу сострадания. А их мужчины достойны их самих. И даже странно, что они рассказывают о какой-то мечте. К чему они вообще способны, кроме разговоров?
Франк Касторф, режиссер: "Я вижу комедию на каждой странице. Смотрите, что дарят Ирине на именины: самовар, рамку для фотографий, книжку статей, которую ей уже дарили и другую ерунду. Конечно, все это просто необходимо молодой девушке. Но именно такой иронический взгляд на героев помогает нам понять человеческую суть".
Такое ощущение, что до них Чехова невнимательно читали. Но с немецкой скрупулезностью Франк Касторф взял текст, и ни одна деталь от него не ускользнула.
Сильвия Грига, актриса: "Я играла Чехова и раньше, но это было так странно, что я перечитала "Три сестры" и удивилась: все, что мы играем, действительно, есть в пьесе, и как я могла этого не видеть раньше?"
Майл Клоубер, актре: "Когда мы играем, нам реально смешны эти персонажи. Они такие неадекватные. Мы еле сдерживаем смех".
Но "Трех сестер" режиссеру показалось мало, и он вплетает в этот сюжет чеховский рассказ "Мужики" о людях с самого дна общества, которые даже мечтать не умеют. И в этот момент заканчивается театр и начинается реальная история, из которой вышел сначала весь XX век, а потом время, в которое все мы живем. И снова всем не до смеха, даже если в программке и написано, что это "комедия".