В рамках Московской фотобиеннале открылась объединенная выставка двух знаменитых фотографов
Совместить гламур и естественность, рассказать о звездах кино тактично и изысканно, сделать фильм, который уместился бы в четырех кадрах… В Москве в рамках Фотобиеннале проходит выставка, на которой представлены работы блистательных фотохудожников современности - Питера Линдберга и Паоло Роверси, разных по темпераменту, но близких по духу и уверенности в том, что миром правит красота.
Питер Линдберг, фотограф: "Вы только посмотрите сюда, какая смешная фотография! Какой он здесь лохматый! Здесь же ни капли гламура! Вообще-то, я терпеть не могу гламур. Это же яркий фасад, за которым – пусто".
Услышав такое от самого гламурного фотохудожника нашего времени, можно только развести руками. Но на то он и Питер Линдберг, чтобы на страницах модных глянцевых журналов вдруг появились знаменитости, какими их ещё не видели.
Глаз Картин Денёв, ноги Тины Тёрнер или жест Джона Траволты - и всё это портреты... 80-летнюю Жанну Моро Линдберг уговорил сняться вообще без грима. И актриса была счастлива, увидев себя на обложке.
Питер Линдберг, фотограф: "Мне важно, чтобы те, кого я снимаю, были похожи на ваших соседей, обычных людей из обычной жизни. Это пусть другие себе ретушируют звёзд, сколько хотят, даже до полного неузнавания. Я ненавижу приукрашать то, что и так божественно красиво".
Пожалуй, только Линдберг умеет снимать кино, состоящее всего из четырех кадров. Он строит декорации, вкратце объясняет актёрам, что им нужно играть, и делает лишь несколько выразительных снимков. Неудивительно, что, вглядываясь в эти кино-фото-истории, многие недоумевают: и как мы пропустили этот фильм в прокате?
У одного из снимков Питера Линдберга - по-настоящему кинематографическая судьба. Что это ещё за инопланетянин идёт рядом с девушкой? Этим вопросом даже искушённая публика буквально замучила художника.
И вот, выждав десять лет, Линдберг дал любопытным все ответы - снял что-то вроде приквела, то есть, предыстории. Оказывается, семейная пара стала случайными свидетелями крушения летающей тарелки. Злобные пришельцы сначала повели себя крайне агрессивно. Ну, а потом, видимо, все стали друзьями.
Можно долго держать очки, как Пенелопа Крус, долго прицеливаться. Но, увы... Если вас зовут не Питер Линдберг, наверняка, получится не больше, чем то, что сам маэстро называет черновиком или наброском.
Питер Линдберг, фотограф: "Таких фотографий, как на выставке, этой игрушкой, "фотомыльницей", конечно, не снимешь. Это просто блокнот, где я храню не портреты, а так, наброски".
Паоло Роверси, фотограф: "Полюбуйтесь - портрет моего объектива! Это глаз, которым я смотрю на мир. Мне понравилась сама идея - сделать, наконец, его портрет".
Портрет любимой камеры, только в профиль. Или ещё портреты - старинного прожектора, десятка потёртых стульев... Последние сорок лет самый дорогой фэшн-фотограф современности Паоло Роверси работал исключительно в своей парижской студии, и в основном, с антикварной аппаратурой.
Паоло Роверси, фотограф: "У плёнки, понимаете, какая-то особая текстура, что ли... Она сохраняет не просто ускользающий образ, мимолётное мгновение, она впитывает в себя сам предмет или человека с их формами, массой, размерами... Разве это не чудо?"
Играя с длинной выдержкой, Роверси снял однажды мистический портрет - модель повернулась, когда створки аппарата были открыты. А изысканные снимки Натальи Водяновой облетели весь мир.
Работы двух признанных гениев современной фотографии в рамках Московской фотобиеннале объединили. Мастера удивительно дополняют друг друга...
Ольга Свиблова, директор Московского Дома фотографии: "Невероятная тонкость, тактичность и почти невесомость касания взгляда камеры Паоло Роверси его натуры, и такой взрыв, просто пушечный выстрел, который происходит у Питера Линдберга, когда он встречается со своей натурщицей".
Кажется, что и Линдберг, и Роверси неосознанно затеяли ещё одну странную игру со зрителями. Отражаясь в глянце их снимков, словно в зеркалах, тысячи людей на мгновение терялись: по ту они сторону жизни, или ещё по эту?