Смелые эксперименты в рамках Весеннего фестиваля балета в Москве
Афроамериканские страсти на столичных подмостках. На Весенний фестиваль балета в Москву привезли спектакли одной из самых известных трупп мира. На сцене - ничего лишнего. Главный упор - на отточенные движения танцоров и классическую, античную, красоту человеческого тела. Постановки труппы - это смесь классики и модерна. А ещё - рок, этнические мотивы и традиции русской балетной школы.
Минимум декораций, минимум света, минимум костюмов. Перед спектаклем танцовщики не одеваются, а наоборот сбрасывают все лишнее. Только скульптурная красота тела и энергия, которую сравнивают с кипящей лавой. Это - балет "Комплекшнс".
Его основатель и солист Дезмонд Ричардсон готовится ко второму акту в гримерке музыкального театра имени Немировича-Данченко. Какие имена! Восхищается актер, кто бы мог подумать! Парнишке из провинциального американского городка, одному из пятерых детей в семье даже в самом сладком сне не могло привидеться, что в далекой Москве на его выступление невозможно будет достать билеты. Знала бы его первая учительница танцев - русская балерина из Нью-Йорка!
Дезмонд Ричардсон, солист балета "Комплекшнс" (США): "Она говорила: раз, два, три... И эти русский счет до сих пор будто метроном звучит в моей голове. А когда в 86-м году я попал в Москву, в школу Большого театра, я понял: она дала мне основу русской балетной школы с этими четкими деталями, движением рук, поворотом головы. Эта чистота исполнения до сих пор во мне. И я очень благодарен ей за это".
Дезмонда Ричардсона и его друга хореографа Дуайта Родена сегодня знает весь мир. Но 15 лет назад два афроамериканца - танцовщики знаменитого коллектива Элвина Эйли - решили создать свой балет. У них было невероятное желание быть непохожими на всех и тысяча долларов сбережений.
Дуайт Роден, хореограф (США): "На что мы потратили эти деньги? О, я это очень хорошо помню. На костюмы. Мы купили костюмы. И денег не стало. Их не было потом многие годы. Мы бешено работали, много гастролировали, но только спустя 7 лет смогли себе позволить заключить постоянные контракты с нашими танцовщиками".
Зато сегодня на ежегодный кастинг приходит тысячи молодых танцовщиков. Из них Дуайт Роден выбирает одного-двух. Выпускница петербуржского вагановского училища Натия Кекевадзе специально поехала в Нью-Йорк на просмотр. Мечта сбылась - Роден ее оценил.
Натия Кекевадзе, балерина: "У нас танцоры все-все разные, и он не ограничивает себя какими-то стандартами: вот мне нужны только маленькие девочки или высокие девочки: абсолютно наоборот, разный цвет, разный рост, разный вес и абсолютно разные люди".
"Мне нужна техника плюс страсть, и даже страсть важнее, - говорит Роден, - у русских балерин и то и другое в крови". В прошлом году его совместная работа с солисткой Мариинки Дианой Вишневой - балет "Повороты любви" получил Золотую маску. А сегодня спектакль "Комплекшнс" уже называют самой чувственной постановкой Весеннего фестиваля балета.