В Крыму живёт мастер, который делает фотографии так, как это было принято два века назад
Судить по фотографии, каким был тот или иной человек, непросто. Но снимки давнего прошлого, по общему признанию, гораздо красноречивее нынешних. Ведь сейчас это развлечение, доступное каждому, а раньше было искусством.
В Крыму живёт фотограф, который следует технологии двухсотлетней давности и получает тот же удивительный результат.
Когда в центре Евпатории человек со старинным фотоаппаратом останавливается, чтобы сделать снимок, прямо на проезжей части, ему не кричат, не сигналят, и вообще, стараются не мешать.
Роман Кравченко - местная знаменитость. В городе с многовековой историей он возрождает историческую фотографию. Глядя на его работы, трудно поверить, что они сделаны вчера или на прошлой неделе, а не сто лет назад.
Это не компьютерный эффект, это амбротипия - метод получения изображений на стеклянной пластине, изобретенный в 1851 году англичанином Скоттом Арчером.
Жидкость цвета виски - коллодий, раствор хлопчатой бумаги в эфире и спирте. Позволяет закреплять на стекле светочувствительную серебряную эмульсию. Свое ретроспективное фото-шоу Роман Кравченко демонстрирует евпаторийским фотолюбителям. Из современной техники используется только диктофон.
Именно так, при свечах, и возник новый вид изобразительного искусства - "ФОТО-графия" - то есть, "рисование светом". Англичанин Роджер Фентон, которого называют первым в мире военным фотокорром, в марте 1855 года отправился на Крымскую войну.
Его стеклянные снимки, сделанные в лагере Британских войск, осаждавших Севастополь, прекрасно сохранились до наших дней. Этот метод был несомненным прогрессом по сравнению мучительно долгим процессом дагеротипии, то есть, проявления изображений на металлических пластинах.
Первые фотосеансы были так утомительны, пластины экспонировались так медленно, что желающих позировать было немного. С появлением амбротипии все изменилось. Теперь, чтобы получить свой портрет, было достаточно неподвижно сидеть при ярком свете всего 10-15 секунд.
Сохранить свой образ, написанный серебром по стеклу, стало не роскошью, а общедоступным развлечением. И при этом каждый такой снимок уникален, и в XIX веке, и в XXI-м.
Роман Кравченко, историк, фотограф-амбротипист: "Это именно ручная работа, потому что каждый состав химикатов - это не делается на фабрике, и делается так, как это происходило у первых фотографов.
Коллодий - настолько живой, духовный, можно сказать, материал, который меняет свои свойства каждую минуту и каждую секунду".
С тыльной стороны амбротип покрывают слоем черной краски. Если этого не делать - получится негатив. Такие пластины стали прообразом фотопленки.
Роман Кравченко, историк, фотограф-амбротипист "На стекле кроме амбротипии начинают делать полный негативный процесс, и применяют фотобумагу - первую фотобумагу, которая основана на яичных белках".
Но с появлением бумажной фотопечати, а затем и цифровой фотографии, из процесса "рисования светом" стало исчезать волшебство, говорит фотомастер. Чтобы вернуть утраченное, Роман и создает свою зеркальную фото-галерею, бросая вызов времени.
Ведь в переводе с греческого "амбротипия" означает - "бессмертное изображение". Или "снимок, который хранится вечно" - пока цело стекло.