Убийство по-джентльменски — новые обстоятельства смерти Зураба Жвания
В Грузии коммунальное хозяйство - это и есть политика. И началась она не со взрыва газопровода в Северной Осетии и проблем с электроэнергией, а годом раньше - с якобы неисправной газовой печи в одном из домов в Тбилиси.
В этом доме в одной квартире оказались премьер министр и молодой глава одного из районов Грузии. Как говорил классик - эта повесть не о любви, а о жизни и смерти. Год спустя в повести о загадочной смерти премьер-министра Грузии Зураба Жвания появились новые обстоятельства. О них - наш корреспондент Кирилл Брайнин.
Дом на Сабурталинской улице в Тбилиси уже больше года охраняется не хуже стратегического объекта. К месту официальной гибели премьер-министра Зураба Жвании и вице-губернатора Квемо-Картли Рауля Юсупова просто так не подойдешь.
В кадре:
- Можно снять подъезд?
- Нет
- А почему?
- Сейчас разберемся, почему.
Полтора часа переговоров - и полицейский переписывает фамилии. Власти должны знать, кто хочет посмотреть нехорошую квартиру. Пыльная дверь и пломба почему-то на русском. Не вскрывать.
Михаил Саакашвили, президент Грузии (съемки 3 февраля 2005 г.): "Зураб Жвания погиб. Это большой удар для нашей страны и лично для меня как президента и человека. Я потерял большого друга, надежного союзника и советника".
Это случилось в ночь на 3 февраля 2005 года. Зураба Жванию и Рауля Юсупова нашли мертвыми в съемной квартире.
Вано Мерабишвили, министр внутренних дел Грузии (съемки 3 февраля 2005 г.): "Сегодня погиб премьер-министр Грузии Зураб Жвания. Это произошло в квартире его друга. Они отравились газом. В комнате был установлен газовый обогреватель иранского производства. Это несчастный случай".
Официальная версия про газовый обогреватель так до сих пор и не изменилась. Во всем виновата иранская печка Никала. По той же версии, Жвания и Юсупов умерли почти моментально. Но эксперты, почему-то не верят.
Майя Николеишвили показывает опасный обогреватель. Такой же стоял в квартире на Сабурталинской. Майя когда-то была главным экспертом-криминалистом Грузии. Теперь - эксперт независимый. Она говорит, так не бывает - если возрастает концентрация угарного газа, люди это обязательно почувствуют.
Майя Николеишвили, независимый эксперт: "Ухудшается самочувствие, потом начинается головокружение, одышка. Могут быть и судороги. Потом уже человек теряет сознание и умирает, если концентрация достигает критической. Но чтобы сразу у двоих вот так случилось, - извините".
Кадры документального фильма "Без Выстрела": В съемную квартиру Зураба Жванию привез охранник. Ехали очень медленно, по дороге купили коньяк и закуску. Это съемки скрытой камерой, которые сделали журналисты тбилисской студии "Репортер". Охранник премьер-министра Михаил Дзадзамия описывает события той ночи.
Охранник: "Мы приехали в квартиру, я включил свет и обогреватель. Потом премьер-министр попросил меня оставить их с другом одних, и я ушел".
Все эти съемки вошли в документальный фильм под названием "Без выстрела". Вахтанг Комахидзе снял его еще год назад.
Он уже тогда нашел много нестыковок в официальном следствии. Сейчас готовит новую серию. Говорит, вопросов все больше. Взять хотя бы стол, за которым сидел Жвания.
Вахтанг Комахидзе, журналист: "Этот стол показывали первый раз журналистам в Генпрокуратуре. Журналисты тогда заявили, что там не было пепельницы. И они были удивлены, потому что Жвания курит очень много. И через несколько дней прокуратура опубликовала фотографию, где появилась пепельница".
Жвания и Юсупов играли в нарды и пили коньяк, правда, отпечатков пальцев почему-то не оставили. Отпечатков не оставил вообще никто. И даже охранник, который сам рассказывал, что ломал решетку на окне, и разбивал стекло, когда Жвания перестал отвечать на звонки. Да и вышло это как-то очень тихо. Соседи даже не проснулись.
Соседка: "Нет, ничего. Утром я только когда встала детей в школу отпустить, я дверь открыла и увидела это все".
Кадры документального фильма "Без Выстрела": "Рауля Юсупова хоронили в родной деревне. Это снова кадры скрытой камеры. Родственники, которые видели тело, заметили на груди какие-то отметины, - как следы от уколов. А на шее - красную полосу, как будто душили. В официальной экспертизе об этом ни слова. Все документы подписывал вот этот человек. Начальник следственной экспертизы Леван Самхараули.
Через полгода его тоже похоронили. Левана застрелил одноклассник. А потом покончил жизнь самоубийством. Причем двумя выстрелами. Из ружья в сердце, и контрольный - в затылок из пистолета. Следствие, впрочем, рассматривает и вторую версию - несчастный случай.
Незадолго до смерти Зураба Жванию принимали в Америке. Причем, на высоком уровне. В Грузии теперь говорят, - его смерть - результат борьбы за американское влияние.
Кадры документального фильма "Без Выстрела": Кстати в расследовании принимали участие эксперты ФБР. В заключении написано - уровень угарного газа в помещении даже отдаленно не приблизился к критическому. Может быть, это трудности перевода, но на грузинском это звучит так, - не только достиг, но и превысил допустимую отметку.
В Тбилиси сейчас почти никто не сомневается, - то, что случилось 3-го февраля прошлого года, - все что угодно, только не трагическая случайность. И редкий политик не предлагает свою версию. По ком звонит колокол на столе у лидера лейбористской партии Грузии Шалвы Нателашвили, все знают. А он знает, кому выгодна смерть Зураба Жвании.
Шалва Нателашвили, председатель Лейбористской партии Грузии: "Это группировка Саакашвили. Группировка Саакашвили, я подчеркиваю. Потому что драка происходила между группировками Жвании и группировкой Саакшвили, а также Бурджанадзе. После смерти Жвании команда премьера распалась, а Бурджанадзе прекратила борьбу. То есть подумала, что ее тоже ждет неприятная участь".
На могиле Зураба Жвании редкие цветы. Какая участь ждет расследование гибели премьер-министра - пока неясно. В Грузии, впрочем, говорят, скорее всего, самая печальная.
В деле о гибели Зураба Жвании и Рауля Юсупова сейчас больше вопросов, чем ответов. Когда закончится следствие, грузинские власти не говорят. И на выводы независимых экспертов не реагируют. Да и на главный впрос пока тоже никто не ответил. Стал ли Зураб Жвания жертвой иранского обогревателя или истина где-то гораздо ближе.
Так или иначе, в смерти Зураба Жвания много вопросов. Возможно, ответы на них знает его друг и соратник по розовой революции - нынешний президент Грузии Михаил Саакашвили. Знает, но молчит - в интервью радиостанции "Эхо Москвы" президент не сказал об этом ни слова, наверно забыл. Зато он много говорил в этом интервью, что Абхазия и Южная Осетия - это одно, а Косово - совсем другое. И что, если решением Евросоюза Косово получит независимость от Сербии, то Абхазия все равно должна быть в составе Грузии. Правда, почему это должно быть так Саакашвили тоже забыл сказать.