Опыт расследования терактов в России показывает: уйти от наказания виновным не удаётся
Виновных в терактах находят, и либо отправляют под суд, либо ликвидируют в ходе спецопераций. Терроризм не имеет срока давности. Этот принцип закреплен в законодательстве большинства стран, включая Россию. То есть преступник, совершивший теракт, никогда до конца своих дней не может почувствовать себя в безопасности.
Как показывает практика, заслуженная кара настигает причастных к террору. Правда, зачастую у спецслужб на это уходят годы. Один из примеров — взрыв во время парада, посвященного Дню Победы, 9 мая 2002 года в Каспийске. Он был организован человеком по имени Раппани Халилов, который возглавлял бандитское подполье в Дагестане. Всего на счету Халилова более 60 терактов.
Уничтожили боевика в сентябре 2007-го в поселке Новый Сулак Кизилюртовского района Дагестана. Группу боевиков блокировали в частном доме. После десяти часов перестрелки строение было разрушено. Труп Халилова нашли в подвале.
На то, чтобы покарать главного организатора одного из самых жестоких терактов в современной российской истории — захвата заложников на Дубровке, потребовалось три года. Непосредственные исполнители, включая их лидера Мовсара Бараева, были уничтожены при штурме. Но стоял за этим терактом лидер чеченских боевиков Аслан Масхадов. Он был ликвидирован в марте 2005 года в селе Толстой-Юрт, где скрывался в подземном бункере в доме одного из дальних родственников.
Также были уничтожены почти все исполнители теракта в Беслане. Лишь один из них был взят живым при попытке бегства. Главный организатор этого преступления — Шамиль Басаев, также ответственен за сотни других преступлений.
Охота за ним шла еще почти два года после Беслана. Но подобраться к террористу долгое время не удавалось. Убит он был в ходе тщательно спланированной спецслужбами операции. 10 июля в районе селения Экажево взорвался начиненный взрывчаткой КамАЗ. По неофициальной версии, которую спецслужбы никогда не подтверждали, в партию оружия и взрывчатки была подложена бомба, которая сдетонировала в нужный момент.
В некоторых случаях организаторов терактов удается взять живыми. Один из таких примеров — взрыв в московском метро 6 февраля 2004 года между станциями "Павелецкая" и "Автозаводская". Непосредственный исполнитель погиб. Но три террориста, которые подготовили и направили смертника, были арестованы. Спустя три года их всех приговорили к пожизненному заключению.
Еще один, на этот раз двойной теракт в московском метров был совершен 29 марта 2010 года. Две террористки взорвали себя на Сокольнической линии. Организатор этого преступления Магомедали Вагабов был убит в Дагестане менее чем через полгода.