Организаторам незаконного интерната для стариков во Владимирской области грозит тюремный срок
В Следственном комитете по Владимирской области официально назвали подозреваемых по делу о нелегальном интернате для пожилых людей. Стариков там содержали в нечеловеческих условиях: почти без еды и медицинской помощи. Об этой жуткой истории Первый канал рассказывал на прошлой неделе.
Есть вопросы и к участковым, которые закрывали глаза на происходящее. Между тем, эксперты говорят, что такие заведения появляются в разных регионах с завидной регулярностью. Однако привлечь к ответственности организаторов удается далеко не всегда.
Эти люди ближайшие шесть лет могут провести за решеткой, а еще неделю назад считали себя владельцами вполне прибыльного бизнеса - брали на содержание в частный приют стариков. За высоким забором во Владимирской области им оказывался такой уход, что пожилые люди умирали чуть ли не каждый месяц.
С марта здесь скончались восемь человек, еще 18 сейчас в больницах. Забота, внимание и уход за 20 тысяч в месяц для них вылились, как минимум, в истощение. По данным следствия, на 30 постояльцев было 2-3 сиделки. Со стариками не гуляли, территория у особняка заросла травой.
Работали без лицензии на территории обычного садоводства. И подобных заведений с каждым годом все больше. Буквально на днях окончательно закрыт частный дом престарелых в Екатеринбурге. Весной отсюда увезли сорок пенсионеров. Они тоже плохо питались, не гуляли. У тех, кто не вставал с кровати, пролежни по всему телу. Соседи по участкам назвали дом "фабрикой смерти". А в уставе "фабрики" значилось — "учреждение для оказания услуг пожилым людям".
Такие негосударственные дома помощи в России - как невидимки. Открыться могут, но проходить сертификацию не обязаны, а значит, и с проверками никто не придет.
Сложность еще и в том, что четких норм и правил для частных домов престарелых сегодня нет. Зато на сайтах частных заведений обещают, что старики останутся довольны. Вот только кто профессионально проверит, что им там действительно хорошо?
"Если сейчас в негосударственный дом престарелых придут с проверкой, что они посмотрят? Кормят? Чистенько? Бабушки улыбаются? А почему они улыбаются? Потому что их попросили. А посмотреть, что за кадром происходит, это могут только профессионалы", - уверен председатель правления некоммерческого партнерства "Мир старшего поколения" Алексей Сиднев.
Один из лицензированных частных домов для пожилых людей в Подмосковье. В каждой комнате - не больше трех кроватей, в туалете и душевой - пандусы для колясочников. Меню разрабатывали французские диетологи. Это пример того, как добросовестно оказывать услуги по уходу за пожилыми людьми. Но таких примеров сегодня единицы. Чаще как раз шокирующие кадры любительских съемок из интернета отражают грустную правду бизнеса на старости, который с каждым годом все популярнее.
Запретить частные дома престарелых или не вмешиваться - сегодня для государства это дилемма. Оставить, как есть, значит, допустить появление новых жертв. Запрет тоже может привести к катастрофе, потому что спрос велик. Сегодня только официально в очереди на получение места в доме престарелых находятся больше 16 тысяч россиян.
В этом есть и хорошая новость: все потому, что в последние годы люди в России стали жить дольше. Тех, кому за 70, в два раза больше, чем 15 лет назад. Эксперты сходятся во мнении, что выход из ситуации один: заботу о стариках государство и частные предприниматели должны разделить пополам. И это касается не только надзора, но и финансирования.
"Здесь единственный выход, который я вижу, это применение закона. Государство говорит: вот вы выбрали дом престарелых за 60 тысяч, мы оплачиваем 30, а вы еще 30, и тогда этот некачественный сегмент уйдет", - считает эксперт Алексей Сиднев.
А еще очень важно, чтобы в семьях не боялись столкнуться один на один с проблемами старости. Об этих моментах прекрасно знают волонтеры, помогающие старикам на дому.
"В регионах это, прежде всего, проблема денег. Очень многие семьи не сдали бы никогда, если бы были дотации для семей, которые находятся в сложной ситуации. Это все равно не семья. Когда нас спрашивают, какой идеальный дом престарелых, мы говорим - семья с внуками и чаем с пирожками", - говорит один из волонтеров.
О таком идеальном доме престарелых, наверняка, мечтает каждый. И тот, кто переживает, что стал обузой, и тот, кто, кажется, привык быть один. Виктор Васильев живет в образцово-показательном доме престарелых, но в интервью рассказывает не о комфорте и не о сбалансированном питании.
"Мне здесь хорошо, Игорь приезжает ко мне, купил мне телевизор, гармошку, говорит, чтобы я не скучал", - говорит он.