Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
26 октября 2014, 21:45

Шок недели: гибель главы нефтяного концерна «Total» Кристофа де Маржери в аэропорту «Внуково»

Шоком недели стала гибель Кристофа де Маржери. Когда эта новость появилась на лентах агентств, сначала даже не укладывалось в голове - как это могло произойти? Это напоминало сценарий фантастического фильма-катастрофы - бизнес-джет Маржери собирался вылететь из "Внуково-3", это терминал для частной авиации. Крылом задел снегоуборочную машину. Удар, пожар - на борту не выжил никто.

Стечение обстоятельств. За рулем снегоуборочной машины - опытный водитель, но пенсионного возраста; за полем следит диспетчер, но стажер, инструкции безопасности жесткие, но почему-то невыполненные. Стечение обстоятельств - когда всё решили миллиметры и доли секунд. И страшный результат - погиб человек, так много сделавший и так много планировавший сделать для сближения России и Франции.

Расследование трагедии началось мгновенно - французские и российские эксперты проверили каждый сантиметр взлетной полосы, каждую секунду записей камер видеослежения, подозреваемые арестованы, руководство "Внукова" - в отставке. Как в аэропорту, поле которого должно контролироваться идеально, ведь с него взлетают не только пассажирские и частные самолеты, но и правительственные борта, могло произойти такое?

Видимость на полосе - 350 метров, туман и моросящий дождь. Ни то, ни другое, ни третье - не причина для катастрофы. Но уже через 30 секунд небольшой реактивный самолет "Фалькон" столкнется со снегоуборочной машиной на взлетной скорости 250 километров в час. Погибли все, кто был на борту - три члена экипажа и пассажир, глава французского нефтяного концерна "Total" Кристоф де Маржери. Один из самых влиятельных бизнесменов в мире возвращался домой после заседания Совета по иностранным инвестициям в Москве. Водитель снегоуборщика, шестидесятилетний Владимир Мартыненко, выжил, и спустя сутки Следственный комитет показал кадры допроса пока главного подозреваемого.

"Сам факт столкновения, при каких обстоятельствах он произошел?" - спрашивают следователи.

"Когда я потерял ориентир, сам не заметил, когда я выехал на взлётную полосу, то есть. Будем считать, что выехал. Самолёт шел на взлет, и я его практически не видел и не слышал, потому что техника работает, и всё. Даже фонарей, ничего не видел я. И получился удар", - рассказывает водитель снегоуборщика.

Путанный рассказ - то ли выехал на полосу, то ли нет - водитель, похоже, до конца не уверен. Следователи потом скажут - в его крови нашли 0,6 промилле алкоголя - немного, но не должно быть вообще. Впрочем, впереди еще судебная экспертиза. Адвокаты заявят, что Мартыненко не пьет совсем из-за болезни сердца. Но главный вопрос - как он вообще оказался на полосе - до сих пор остается без ответа. Только версии. Мартыненко говорит - заблудился и отстал от колонны техники.

"Он не признал свою вину, он признал свою именно сопричастность, потому что он действительно был водителем автомобиля, в которой по касательной врезался самолет. По каким причинам это было сделано, следствию необходимо устанавливать", - заявил адвокат Владимира Мартыненко Александр Карабанов.

По решению суда, водитель снегоуборщика останется в СИЗО до 21 декабря. Под стражу взяли еще и ведущего инженера аэродромной службы аэропорта "Внуково" Владимира Леденёва и диспетчера Александра Круглова. Диспетчер-стажёр Светлана Кривсун и руководитель полетов Роман Дунаев - под домашним арестом.

"В день катастрофы Леденёв руководил снегоуборочными работами, а Дунаев, Кривсун и Круглов - воздушным движением. Все эти должностные лица подозреваются в том, что не обеспечили соблюдение требований безопасности полетов и проведения наземных работ, что и привело к трагедии", - сообщил журналистам Владимир Маркин, официальный представитель СК РФ.

Адвокаты задержанных уже обещали обжаловать решение об аресте. А коллеги диспетчеров винят аэродромную систему слежения - на нее не раз жаловались.

"Индикатор обзора летного поля - он живет своей жизнью, метки появляются, пропадают, и соответственно, называть это рабочим инструментом никак нельзя", - рассказывает Андрей Булин, вице-президент Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России.

Впрочем, по данным Межгосударственного авиационного комитета, за несколько секунд до взлета "Фалькона" система все-таки увидела на границе полосы машину. Заметил передвижение и экипаж самолета.

"Через примерно 14 секунд после начала движения самолета для взлета экипаж наблюдал объект, идентифицированный им, цитирую: "машина, пересекающая дорогу". Наблюдение данного объекта не вызвало опасения экипажа, взлет был продолжен в обычной манере с соблюдением стандартных операционных процедур. Еще через примерно 14 секунд произошло столкновение самолета со снегоочистителем. Экипаж увидел снегоочиститель непосредственно перед столкновением, после штатной команды на подъем носового колеса", - пояснил председатель комиссии по расследованию авиационных происшествий МАК Алексей Морозов.

После этого заявления появилось только больше вопросов - была ли это одна и та же машина, или какой-то другой снегоуборщик, который не заметил никто? У экипажа шансов не было - полоса во "Внукове", как говорят летчики, "горбатая", то есть, с уклоном - видно только половину. Выводов ни российские, ни французские участники расследования пока делать не готовы.

"Переговоры с диспетчером проходили строго по процедуре. Была смена частоты в момент ожидания, они вышли на полосу, запросили разрешение на взлет. И вышка дала разрешение без проблем, без двусмысленностей, без заминки, без указания на какие-либо помехи. По всей видимости, речь идет о, к сожалению, печальном и банальном, по своей сути, происшествии, принимая во внимание все обстоятельства произошедшего. Я имею в виду снегоуборочную машину, которая оказалась там, где не должна была находится", - говорит представитель французского Бюро по расследованию авиакатастроф Франсуа Ошар.

Расследование наверняка займет не один месяц, но какой-то одной причины ждать не стоит. В авиации это всегда цепочка. Впрочем, и трагическим стечением обстоятельств эту катастрофу даже с натяжкой не назовешь. Уроки прошлого слишком хорошо запомнились.

То, что полоса свободна, услышали от диспетчеров и пилоты ТУ-154 11 октября 1984 года в Омске. Но когда самолет коснулся земли, экипаж заметил три машины аэродромной службы. Летчики попытались уйти вправо, но было поздно - столкновение и взрыв. Погибли 178 человек - выжили лишь пятеро. Прошло уже три десятилетия, но свидетели той катастрофы до сих пор не могут забыть.

"Первое, что мы увидели - ребенок бежит, лет пять, спинка горит. За ним женщина. Кто-то лежал на земле уже. Раскиданы вещи. Все поле было усеяно цветами, так как рейс из Краснодара", - вспоминает обстоятельства трагедии старший диспетчер производственно-диспетчерской службы ОАО "Омский Аэропорт" Татьяна Маливанчук.

Татьяна тогда работала в справочном бюро омского аэропорта - сейчас диспетчер. Говорит - труднее всего было заставить себя выйти из дома на следующей день после трагедии. Но и с годами вспоминать об этом не стало легче.

 "Я смотрю на вас, и мне кажется, что я смотрю как раз на то место, где это случилось. Оно никогда не забудется явно", - говорит она.

Гриф "секретно" с этого дела сняли только десять лет назад, а ведь те события многое изменили в авиации. Трагедия в Омске стала крупнейшей катастрофой в истории советской авиации. После этого, конечно, было сделано немало выводов. Например, с тех самых пор вся техника, перемещающаяся по аэродромам страны, оборудована проблесковыми маячками, а люди обязаны носить светоотражающие жилеты. Переписаны сотни инструкций и правил, но кто бы мог подумать, что спустя тридцать лет история повторится, просто в другом месте.

Очистка полосы в любом аэропорту - рутинная работа. Но именно авиация не терпит сюрпризов. За тридцать лет появились и системы видеонаблюдения, и спутниковая навигация, но ни одна машина на аэродроме не обходится без простой рации. Без команды никто попросту никуда не едет. Железное правило. Работает во всем мире, но ровно до тех пор, пака не начинает казаться скучным и банальным.

"Те, кто умеет очень хорошо плавать, чаще тонут, чем те, кто не умеет плавать. Ровно потому, что люди немножко переоценивают свои силы. И то же самое здесь. Как только ты забываешь о каких-то простых, казалось бы, элементарных правилах - жди беды", - говорит Виктор Титарёв, генеральный директор ОАО "Омский Аэропорт".

Возможно, поэтому случившееся в аэропорту "Внуково" заместитель министра транспорта Валерий Окулов комментирует одним емким словом – "раздолбайство". И пока иностранные информационные агентства пытаются найти перевод, эксперты говорят о проблемах контроля. Олег Смирнов в свое время тоже был заместителем министра - тогда гражданской авиации. После распада Советского Союза министерство упразднили. Теперь контролирующих организаций - больше десятка.

"Мы - единственная страна в мире, во-первых, не имеющая единого полномочного государственного органа регулирования гражданской авиации, и второе - у нас ни в одном из положений госструктур, которая курирует - у нас же семь нянек, как говорится. У семи нянек дитя без глазу. Это российская женщина еще тысячу лет тому назад формулу изобрела. Ни в одном из положений, а положение - это государственный документ, не прописана ответственность за безопасность полетов. Откуда же ей взяться?" - недоумевает Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта "Партнер гражданской авиации".

Впрочем, даже самая строгая ответственность, похоже, ничего не гарантирует. Иначе все катастрофы закончились бы задолго до появления цветной кинопленки. Но мир всякий раз пересматривает кадры трагедии в аэропорту острова Тенерифе, где из-за ошибки диспетчера на полосе столкнулись два "Боинга-747". Цена ошибки - 583 жизни. Или съемки в Милане спустя 24 года, в 2001 году. Тогда лайнер скандинавской авиакомпании SAS на взлете столкнулся с маленьким частным самолетом "Сессна", оказавшемся на пути по недосмотру. Погибли 118 человек. Катастрофа во "Внукове" - теперь часть истории смертельных ошибок. Это видео в высоком разрешении тоже будут смотреть, и задаваться вопросом, научит ли трагедия чему-нибудь.

 

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей