Глава «Уралкалия» Владислав Баумгертнер помещен в Лефорово
Гендиректору "Уралкалия" Владиславу Баумгернеру уже сегодня могут официально предъявить обвинения по делу о злоупотреблении полномочиями, которое заведено на него в России. Ночью топ-менеджера экстрадировали на родину из Белоруссии, где он обвиняется в причинении республике многомиллионного ущерба. Сразу после прилёта предпринимателя отправили в один столичных СИЗО.
Уголовное дело - одно из условий возвращения в Россию генерального директора "Уралкалия". В Минске Владислав Баумгернер был арестован в конце августа сразу после встречи с белорусским премьером, который и пригласил Баумгертнера на переговоры. Так начинался этот уже политический детектив, ставший продолжением, казалось бы, обычного конфликта бизнес-партнеров.
Все дело в том, что в 2005-м российская и белорусская компании "Уралкалий" и "Беларуськалий" создали совместного продавца – "Белорусскую калийную компанию". Она эксклюзивно торговала удобрениями на мировом рынке. Но в 2012-м президент Белоруссии своим указом лишил трейдера этого эксклюзивного права. В ответ "Уралкалий" заявил о выходе из совместного предприятия. О будущем калийного бизнеса тогда еще свободный Владислав Баумгертнер рассказывал в интервью белорусскому телевиденью: "Ключевые трейдеры перейдут из белорусской калийной компании в "Уралкалий трейдинг". Мы достаточно сильно, естественно, пересекаемся. Это одни и те же покупатели, одни и те же страны, которые покупают нашу продукцию. И естественно, если раньше мы были партнерами на рынке, то сейчас мы становимся прямыми конкурентами".
В бизнесе это называется недружественное поглощение. Обычная процедура. Но только не в том случае, говорят эксперты, когда в партнерах белорусский президент.
"Для Белоруссии калийная отрасль - это одна из главных бюджетообразующих отраслей. По этой причине к этой теме Белоруссия относится крайне трепетно и очень жестко контролирует все, что происходит", - отмечает экономист Михаил Хазин.
По оценкам экономистов, 13% белорусского бюджета - это доходы от продажи калийных удобрений. Есть за что бороться. Для президента Лукашенко потеря невосполнимая, ведь цены-то упали.
"Что было плохо для калийщиков и для России?! Четыре миллиарда долларов мы за год получали, в этом году вы получите миллиард, мы - полтора. Представляете, какое падение! Ну, ладно, у вас есть чем заместить эти три миллиарда недопоставок, а мы чем заместим?" - возмущается Александр Лукашенко.
Белорусская сторона называла разные суммы ущерба - от ста миллионов до двух миллиардов долларов и требовала компенсации, обещая подумать об экстрадиции.
"Ясно одно. Что это был экономический спор двух хозяйствующих субъектов. После того как один субъект провел несколько месяцев в тюрьме, его экономическое поведение может измениться. Я имею в виду не лично Баумгертнера, а экономическое поведение кампании "Уралкалий", - говорит журналист, политолог Леонид Радзиховский.
Одного Баумгертнера, видимо, оказалось мало. В конце октября сотрудники белорусских спецслужб пытались задержать на Ленинградском вокзале в Москве бывшего менеджера Белорусской калийной компании Дмитрия Самойлова. А за сотрудниками "Уралкалия", по информации газеты "Известия", постоянно следили люди в штатском из белорусского КГБ.
Калийный вопрос даже обсуждался на встрече президентов России и Белоруссии, уже окончательно из экономического и юридического превратившись в политический. В итоге все закончилось сменой акционеров "Уралкалия" - пакет Сулеймана Керимова купил Михаил Прохоров.
"Любой новый собственник - это для Лукашенко уже облегчение и чисто психологически, и в плане имиджевом, и практически. Потому что приходит новый инвестор, и если это не откровенный спекулянт, он заинтересован все-таки в какой-то долгосрочной стратегии, а здесь уже сама логика рынка подталкивает все-таки к кооперации с белорусской стороной", - говорит политолог Александр Класковский.
Экстрадиция Владислава Баумгертнера, по словам экспертов, возможно, не конец истории. Будут ли Россия и Белоруссия снова вместе продавать калийные удобрения - пока неизвестно. Это, видимо, предмет переговоров с новым собственником "Уралкалия".