Кто попадает в сети вербовщиков, и что обещают новообращенным проповедники зла?
Главной новостью недели, потрясшей всю страну, стал теракт в Волгограде. Смертница подорвала автобус. Шестеро погибших, 40 раненых. Каждая атака террористов - шок. Но на этот раз удар нанесли по городу-герою, святому для каждого россиянина месту.
Путь смертницы спецслужбам удалось отследить уже постфактум: приехала в город автобусом Махачкала – Москва; билет взяла именно до Волгограда; вышла, побродила по улицам, зашла в торговый центр, вероятно, искала, где народу побольше; села в автобус и привела в действие бомбу. Имя смертницы известно - Наида Асиялова, профессиональная вербовщица. Сейчас спецслужбы разыскивают мужа Асияловой.
Дмитрий Соколов, завербован ею, вероятно, в Подмосковье. Из-за нее принял ислам, ушел в лес, получил новое имя - Абдулджабар. Родители пытались найти парня - уехал на курсы арабского языка и не вернулся, не понимали, что случилось, со слезами с телеэкрана всего два месяца назад обращались: "Откликнись, мы боимся: произошло что-то очень плохое". Произошло то, что не могло прийти в головы ждущим его дома.
Кто попадает в сети вербовщиков, и что обещают новообращенным проповедники зла, чтобы те были готовы этому злу служить до смерти.
К своему сыну Светлана ходит пару раз в неделю. Хотела бы чаще, но он принял ислам и многое в семье из-за этого изменилось. Глядя на его сверстников, она порой радовалась, ей не надо переживать по поводу курения, алкоголя или плохой компании. У Валеры все строго: учеба, мечеть, дом.
Особо и не молился вначале, посещал мечеть с друзьями чисто из любопытства. Потом он стал молиться пять раз в день, изменился внешне, начал носить характерную вязанную шапочку и подворачивать брюки.
"Сказал, что познакомился в мечети с одним человеком и хорошо, что познакомился, иначе так бы и жил заблудшим, а так он мне открыл глаза, что это не тот ислам", - рассказывает Светлана Исаенко.
Военный психолог Алексей Захаров уже заранее знает, что будут говорить неофиту новые наставники, и что он сам захочет для них сделать. Чистая психология, отточенная специальными методиками работа агитатора с юношей, который одинок, с кучей социальных и возрастных проблем.
"Он сталкивается с тем, что то, что говорят в мечети, не всегда совпадает с жизнью. И тут ему предлагают легкий путь: мы за тебя твои проблемы решим, ты только делай, что надо, что мы скажем. Мы действуем от имени Аллаха. И ему это проще, не надо соображать, а надо выполнять приказы", - рассказывает военный психолог Алексей Захаров.
Валера Исаенко Оказался среди так называемых "братьев", которые его, вроде, уважают. В психологии это называется феномен неофита, когда человек изо всех сил доказывает, что он достоин.
"Они говорят: это не просто группа, это группа избранных, заужая сознание, ему выстраивают модель, по которой ему легко жить, не за что не надо отвечать", - объясняет Алексей Захаров.
На одном из постов в Дагестане, полицейские задержали для проверки группу парней из Ростова. По их версии, они приехали сюда, чтобы укрепить веру.
"Две мечети я посещал. Это - вахабистские мечети. Мне показалось, там люди более придерживаются канонов ислама. Я видел исламскую атрибутику, Коран, как люди молятся, как люди одеты. Это меня привлекло тоже", - делится впечатлениями Денис Ржевский.
Ничего криминального они не совершали, и их отпустили. Валера Исаенко тоже ездил в Дагестан учиться. Но наставники из медресе его не очень впечатлили - учили не тому.
"Когда я ему сказала: "Сынок, это ваххабизм?" Он мне ответил: "Не говори больше так, такого слова нет. Кафиры придумали. Я просто "истинно верующий", - рассказывает Светлана Исаенко.
Родители фельдшера из Марий Эл Павла Печенкина несколько раз отправляли ему видеообращения, надеясь, что им удастся вытащить сына из дагестанского леса. Ансар ар-Руси, как его теперь называют, к родителям не вышел.
"Ваш сын, как сыны и дочери других родителей убивают и погибают за то, чтобы Аллах остался доволен ими в борьбе с этой грязью", - таков ответ Ансара.
"Это он не имеет ничего общего с исламом в принципе. Потому что ислам, как любая религиозная доктрина, направлен на то, чтобы человек совершенствовался внутренне. Борьба с собой не кажется такой привлекательной, как борьба с окружающими. Давайте соберутся все, как говорится, хорошие и убьют всех плохих", - объясняет эксперт Российского института стратегических исследований Галина Хизриева.
За последние лет пять, не меньше 30 славян ушли через Дагестан к боевикам в леса. Система переправки кадров неплохо известна. Одни "братья" отправят, другие "братья" радушно встретят. Девушки, как правило, оседают в городах, куда боевики выходят для отдыха.
"Сексуальный джихад - это то, что объявляют ваххабитские так называемые улемы и шейхи, которые говорят, что людям, которые воюют, нужны жены, но как бы не надолго, потому что они же в походе, поэтому они девушек этих приглашают исполнить свой религиозный долг. А по сути дела иначе как проституцией это назвать нельзя", - считает эксперт российского института стратегических исследований Галина Хизриева.
Инна Черенкова брачного марафона избежала. Ребенок родился, когда её муж был в лесу. Через 4 месяца ему удалось пробраться в город посмотреть на сына. На той явочной квартире их заблокировали. Был бой. Ребенок остался жив, как и наставница Инны.
"У них какая-то извращенная психология. Они считают, чем больше девушек они отправят на тот свет шахидкой, им за это вознаграждение и перед Аллахом, и материально", - говорит мать Инны Черенковой Ханна Черенкова.
Это нам кажется, что их психология извращенная. Для них - она здравая и очень человечная. Вот пример. В квартире заблокирован боевик с женой. Её пытались уговорить выйти, ведь была на 4 месяце. Вроде, соглашалась, пока не позвонила подруга, которая сказала: "Будь стойкой, до последнего будь стойкой. Проси Аллаха, чтобы он не дал тебе выжить. Прикинь, минут 5, 10, 20 минут - и для тебя все закончится".
И таким вот набожным немало юношей и девушек по всей России готовы верить, готовы видеть их своими братьями. Гурии - девственницы из рая. Это их вожделеют джентльмены из землянки в награду себе на том свете за убийства и теракты на этом.
"Они получают в этих группах то, чего не дает общество. А чтобы не было чувства вины, это заворачивают в религиозную фактуру, а чтобы не искал на стороне варианты и меньше думал, то определяют два уровня: Всевышний и Амир. И Амир начинает заменять Всевышнего, он говорит от его имени", - поясняет военный психолог Алексей Захаров.
От Валеры Исаенко вестей не было около года. Все это время он воевал в составе буйнакской группы боевиков. Она хотела бы поставить свечку, принести кулич, просто посмотреть на фотографию. Но на могиле халида ничего такого делать нельзя. Валера Исаенко был убит во время спецоперации у дагестанского селения Тухчар. Ему было 20 лет.