Самое обсуждаемое событие недели — беспорядки в Западном Бирюлеве
Самым обсуждаемым событием недели стали беспорядки в московском районе Бирюлево Западное, спровоцированные убийством 25-летнего Егора Щербакова. Местные жители, футбольные фанаты, русские националисты с бутылками и палками в руках искали инородцев, громили торговый центр и соседнюю овощебазу. Полицию подняли по тревоге, почти тысяча человек задержаны. И пошли разговоры на повышенных тонах о понаехавших, о русском порядке, о жестких мерах.
А вот факты. Жители Бирюлева 5 лет писали в местные инстанции о девятом вале мигрантов, накрывшем спальный район. При этом почти половина квартир этим мигрантам сдаётся в Бирюлёве теми же местными жителями.
Понаоставались понаехавшие в основном нелегально. При этом они были рабочей силой крупнейшей овощебазы - через нее проходило почти 70 процентов всех овощей и фруктов Большой Москвы, оборот - до 9 миллиардов долларов в год. И именно нелегалы ковали бирюлевскую сверхприбыль своим хозяевам.
Власть отреагировала оперативно - задержан предполагаемый убийца Егора Щербакова Орхан Зейналов, задержаны националисты-провокаторы. Казалось, все уроки сделаны. Но только вчера националисты снова пытались устроить побоище, уже в подмосковных Химках и в Петербурге, прямо на Невском. Полиции удалось их остановить.
На девять дней со дня смерти Егора Щербакова на месте его гибели было удивительно тихо. После потрясений последних дней и шума в СМИ, близким, друзьям и соседям хотелось просто помолчать, вспоминая Егора. Пришла сюда Ксения Попова, вступившись за которую, он получил нож в сердце. Все это время она избегала камер и ее можно понять. Но вот решилась. Ее очень задели слухи в СМИ о том, что поймали совсем не того.
"Пишут всякую ерунду, чтобы начать какую-то точку, чтобы конфликт для розжига был, разжечь конфликт межнациональный. Это все неправда. У нас была очная ставка. И я его сразу узнала, убийцу в лицо. Я хорошо его запомнила", - рассказала Ксения Попова.
Подозреваемый в убийстве Егора Орхан Зейналов, пытался скрыться, после того как, его опознал хозяин квартиры, которую снимал. Уехал в Коломну. Его фотографии уже распространяли по всем телеканалам, полиция шла буквально по пятам. Беглец с билетом до Баку уже ждал в парке рейсового автобуса на родину. Но был арестован полицией и вертолетом доставлен обратно в Москву. На то чтобы поймать его полицейским потребовалось всего 5 дней. Но эти дни потрясли всех.
Беспорядки начались далеко не сразу. Возмущенные убийством жители Западного Бирюлева собирались несколько раз, требовали найти убийцу и закрыть находящуюся в районе плодоовощную базу. Именно там работала армия мигрантов, заполонившая район и, по сути, превратившая его в анклав этнической преступности. Изнасилования, грабежи, убийства стали визитной карточкой Бирюлево.
"Чем разрасталась база, тем больше их стало появляться. Вот за девять лет здесь их столько стало, что невозможно ходить", - говорит жительница Бирюлева Марина Меркулова.
Друзья погибшего Егора, сейчас присоединились к добровольцам, патрулирующим район и помогающим милиции выявлять так называемые резиновые квартиры с мигрантами. Жители и раньше били тревогу, но их не слышали.
"В моем подъезде находятся квартир 6-7 таких резиновых. Причем мы всем подъездом собирали подписи сначала участковому, потом УВД, потом выше писали. Три раза собирали подписи, чтобы разобрались с этой ситуацией, мер не было принято никаких, пока не довели до такого", - говорит Алексей Шишкин, друг Егора Щербакова.
Ребята говорят, каждый из них мог оказаться на месте Егора. И дело тут вовсе не в разнице культурных кодов, как модно сейчас говорить.
Проблемы Москвы не уникальны. Любой крупный город магнитом тянет мигрантов из более бедных регионов. Здесь есть деньги. Здесь есть, где их тратить. И вот соседями москвичей по лестничной клетке стали тысячи одиноких взрослых мужчин, чувствующих себя здесь чужими, работающих за копейки и набивающихся в квартиры по 15-20 человек. Люди с криминальными наклонностями в такой среде проявляются очень быстро. Убийство Егора Щербакова в Западном Бирюлеве стало последней каплей для его жителей, которые вышли на улицу.
"Если власть затягивает этот момент разговора с улицей, к ней присоединяются банды, хулиганы, которые потом разворачивают и говорят, пойдемте сейчас погромим, пойдемте разобьем. То есть это система, которую нельзя пускать на самотек. Реакция должна быть очень быстрая", - говорит председатель правления Межрегиональной правозащитной общественной организации "Сопротивление" Ольга Костина.
Сейчас точно сказать можно одно: от мирного митинга отделилась толпа молодых людей, громившая все, что на их взгляд принадлежало мигрантам - торговый центр, ларьки, ресторан и машины и, конечно, овощную базу. В какой-то момент насилие явно превратилось в самоцель. Досталось и полицейским, пытавшимся остановить беспорядки, и даже журналистам эти беспорядки освещавшим.
В тот день полиция задержала почти четыре сотни молодых людей. Но и последующие дни, когда на базе пошли задержания мигрантов, проверки и даже аресты руководства, попытки устроить беспорядки продолжались. Брат погибшего Егора Щербакова, Антон, в понедельник даже посчитал нужным, обратиться с просьбой к молодежи района.
"Нам главное сейчас - чтобы нашли преступника и его наказали. Это самая важная вещь, а вы забыли о том, что вообще из-за чего это началось. Кто может, с головой, одумайтесь, не стоит этого делать сейчас, потому что и так накалена обстановка до предела и в общем-то не поддавайтесь на провокации", - сказал Антон Щербаков.
Напряжение в районе действительно на пределе. Конфликты разгораются на пустом месте. Но надо отдать должное мобильным гражданским патрулям. Используя программу интернет-рации, они довольно слажено берут ситуацию в районе под контроль.
Вечером после работы Дмитрий включается в патрулирование на своей машине. Естественно, сами патрули никого не задерживают. Они на постоянной связи с полицией. По словам Дмитрия, в Бирюлево за 25 лет существования района выросло целое поколение москвичей. Кто-то из знакомых уже не выдержал и уехал в другие районы. А вот он с друзьями твердо решил остаться, объединится и навести тут порядок. Патруль здесь - только начало.
"Здесь дети выросли. Поэтому я даже не представляю, зачем уезжать. Мне нравится здесь. А все остальное можно, если приложить какие-то усилия, все сделать для того, чтобы район процветал", - говорит Дмитрий Давыдов.
Дружинники очень надеются, что вдруг проснувшиеся местные власти тоже доведут свое дело до конца. Все-таки начальников у них поснимали достаточно. Да и Дума ввела ответственность для местных руководителей, проморгавших у себя межэтнический конфликт.
И здесь надо напомнить, что событиям в Западном Бирюлеве предшествовала целая цепь подобных потрясений по всей России. Закрытие очередной, условной, овощебазы, лишь локальное решение. Проблема системная. И в ее основе - огромный рынок рабского труда мигрантов, легальных и нелегальных. Многомиллиардный бизнес, успешно коррумпирующий местные власти, полицию и миграционные службы. Именно поэтому ломать эту систему так трудно. Но альтернативы уже, похоже, нет. Все говорит о том, что эта порочная система сегодня - реальная угроза безопасности страны.