Вице-президента фонда «Сколково» записали в фигуранты уголовного дела
Фонд "Сколково" вновь в центре повышенного внимания Следственного комитета. Только вчера в офисе фонда состоялись обыски, как сегодня сообщили, что возбуждено новое уголовное дело. В нём фигурирует сумма в 750 тысяч долларов, которую фонд заплатил депутату Илье Пономарёву за серию лекций и аналитику.
Даже беглого взгляда на договор между депутатом Госдумы Ильей Пономаревым и фондом "Сколково" достаточно, чтобы понять: о таких суммах российские ученые могут только мечтать. Подготовка исследования о продвижении российских инновационных компаний за рубежом оценена в 450 тысяч долларов, 150 тысяч из них Пономарев получил сразу в качестве задатка. Всего же, по данным Следственного комитета, сотрудничество с депутатом обошлось фонду в 750 тысяч долларов. В такую сумму старший вице-президент фонда "Сколково" Алексей Бельтюков оценил интеллектуальный вклад Пономарева в инновации и развитие.
Как установлено следствием, в период с февраля 2011 по февраль 2012 года Алексей Бельтюков из средств фонда "Сколково" незаконно передал депутату Госдумы Илье Пономареву 750 тысяч долларов США. Растрату такой крупной суммы Фонда Бельтюков пытался завуалировать, заключив от имени фонда договоры с Ильей Пономаревым. В соответствии с этими договорами Пономарев за 300 тысяч долларов США должен был прочитать десять лекций в ряде городов России, а за 450 тысяч долларов США выполнить научно-исследовательскую работу.
То есть, согласно оформленным документам, за одну лекцию Пономареву платили по 30 тысяч долларов. Как указано на сайте Госдумы, высшее образование депутат получил только два года назад, окончив Российский (ранее - Московский) государственный социальный университет. Получается, что контракт на фантастическую даже для маститого академика сумму "Сколково" заключил с обычным, но почему-то очень дорогим студентом вуза.
"Человек получает гонорар за два года 750 тысяч долларов. Это 22 млн рублей. За что? Он студент, представляете, студент! И вообще не студент, потому что он где-то на физфаке был, ушел, теперь МГСУ - он якобы там студент и читает лекции на уровне Ломоносова. Но он лекции не читает. Мошенничество заключается в чем? Заключаются договора, есть акты передачи выполненных работ, все есть. Расчеты, все реквизиты, но работы нет", - сообщил В. Жириновский.
Впрочем, сам Пономарев считает, что для работы, которую он выполнял для "Сколково", высшее образование было необязательным.
"У меня был незаконченное высшее образование - физфак МГУ, я закончил четыре курса. После этого я оттуда ушел как раз заниматься инновациями. Надо сказать, что я там в хорошем ряду, потому что этим занимался Бил Гейтс, Лари Эльсон, Майкл Дентон - все те люди, которые определяют лицо инноваций сегодня, они примерно тем же самым путем шли", - говорит депутат Госдумы Илья Пономарев.
Для российской профессуры депутатские расценки - заоблачные цифры.
"Академик у нас получает три тысячи рублей за час работы, в эти дни читает лекции бывший депутат Госдумы и член правительства, фамилию его я называть не хочу, за один час мы договорились с ним на 2,5 тысячи рублей", - рассказывает ректор финансового университета при правительстве Российской Федерации Михаил Эскиндаров.
Пономарев утверждает, что аналогичное исследование, заказанное авторитетному агентству с мировым именем, обошлось в разы дороже, так что "Сколково" должно быть благодарно депутатам за сэкономленные деньги. По данным Следственного комитета, ряд оплаченных лекций вообще не состоялся. А некоторые из тех, что были прочитаны, вызывают недоумение. Вот фрагмент выступления Пономарева в Общественной палате 30 сентября 2011 года. Оценить размах и глубину его мысли могли участники круглого стола, посвященного инновациям.
"Я всюду езжу по всей стране и говорю: "Сколково, Сколково, Сколково". Вопрос - приду ли я в качестве инвестора в "Сколково"? Да черта с два я туда приду в качестве инвестора, потому что я понимаю, что люди, которые там находятся, они ни хрена не понимают в инновациях, то есть и не отвечают за те деньги, которые они вкладывают. Поэтому, условно, средний уровень проекта, который находится в "Сколково", будет ровно такой же, как если я просто набираю с рынка. То есть, случайные проекты в этом случае. А может быть, и хуже, чем, если они придут с рынка", - сказал Илья Пономарев.
По данным следствия, Пономарев не постеснялся оформить это выступление, полный хронометраж которого 12 минут, в качестве лекции о продвижении идеи "Сколково" и, разумеется, получить гонорар. Судя по всему, у заказчика претензий к Пономареву не было. Деньги были выплачены законно, заявил Бельтюков, работа выполнена в полном объеме.
"Я надеюсь, что у нас следствие не замедлит установить истину. А истина, на мой взгляд, заключается в том, что, не будучи, конечно, юристом, я считаю, что здесь настолько все далеко от "уголовки", насколько это возможно. Поскольку мы действительно господина Пономарева нанимали и действительно ему какие-то деньги платили, но считаем, что это было сделано абсолютно обоснованно", - сказал Алексей Бельтюков.
Сам Пономарев тоже доволен результатом.
"Для меня была самая большая задача - выслушать инноваторов, выслушать финансистов, выслушать ученых, обобщить их точки зрения и представить для того, чтобы это было реализовано в виде государственной политики. Я - депутат Государственной Думы, я - не ученый", - подчеркнул Илья Пономарев.
В рамках расследования уголовного дела Следственный комитет намерен тщательно изучить тематику и научную ценность десяти лекций Пономарева. По признанию депутата на самом деле выступлений было гораздо больше, и не только в России, а также в США, Финляндии, Южной Корее и еще в ряде стран. И, учитывая, как он продвигал интересы заказчика в Общественной палате, страшно представить, чего он там про "Сколково" наговорил.