Исповедь бывшего боевика, который чуть не стал смертником
29 марта в Москве на станциях метро "Лубянка" и "Парк культуры" горят свечи. Люди целый день несут цветы в память о жертвах терактов. 3 года назад 29 марта 2010 года в утренний "час пик" террористки привели в действие самодельные взрывные устройства. 40 человек погибли. Более 100 ранены. Непосредственные организаторы теракта позднее были ликвидированы сотрудниками спецслужб.
Живые бомбы, разорванные на части, когда-то были женщинами, сестрами, дочерьми, а стали расходным материалом для одноразового применения. Как происходит подобное страшное перерождение? На этот вопрос корреспонденту Первого канала попытался ответить человек, который был по ту сторону жизни - там, где людей превращают в бездушные машины для убийства.
Он представился корреспондентам Первого канала как Ибрагим, назначив встречу в людном месте в Москве, из которой больше 2 лет назад уезжал для того, чтобы уйти в горы и оказаться в банде Доку Умарова.
Это история возвращения несостоявшегося самоубийцы. Есть все основания предполагать, что Ибрагима в банде готовили как дублера Магомеда Евлоева - террориста, подорвавшего себя в аэропорту "Домодедово" в январе 2011 года. Тогда погибло 37 человек.
"В то время, если бы мне сказали: "Надо сделать", - я бы был готов к этому. Но, по милости Всевышнего, я понял, что, почем, и как. Если бы я не понял, то меня бы не было", - признается Ибрагим.
Судя по рассказам Ибрагима, вербовал его и переправлял в горы в лагерь боевиков, где готовились самоубийцы, Ислам Яндиев - тот же человек, что и курировал Евлоева. С террористом, взорвавшимся в "Домодедове", он познакомился в банде. Он видел все этапы подготовки к теракту. Осталась фотография, на которой изображены и Ибрагим, и Евлоев, который уже сбрил бороду для того, чтобы привлекать меньше внимания в Москве.
"Я видел того, кто был в "Домодедово". Кто взорвался. Магомед Евлоев. Я его видел, сидел с ним чай пил и разговаривал. И даже мы не понимали, почему именно "Домодедово", в чем фишка. Если скопление людей, то можно просто в "Макдональдс" зайти!" - считал Ибрагим.
Всего несколько месяцев назад Ибрагим был в горах Ингушетии. Почти 4 месяца в 2011 году Ибрагим и Магомед Евлоев были в горах вместе. В их банде хранились и так называемые пояса смертников. По словам Ибрагима, было 2 пояса по 7 килограмм. Один из них взял Евлоев, чтобы совершить теракт в аэропорту "Домодедово". Ибрагим также добавил, что пояса эти делал сам Умаров, поскольку он "отличный подрывник", "считается лучшим подрывником".
Доку Умаров - главарь бандитов, организатор взрывов и идейный вдохновитель террористов-самоубийц. Именно для него и подыскивали таких, как Ибрагим. Хотя он и уверяет, что все получилось как-то "само собой", но всего за 2 года из обычного студента-медика, склонного к "загульной", как он сам выражается, жизни, он превратился в религиозного фанатика, начав слушать в Интернете лекции радикального проповедника Саида Бурятского.
"Просто интересно говорит! Оратор. Легкий язык. Нет замудренных текстов. Именно на легком языке, который может понять человек", - объясняет Ибрагим.
Самое же удивительное, что все это происходило не на Кавказе, а в Москве. В одной из московских мечетей Ибрагим позже, также как бы случайно, знакомится с последователями радикального ислама. И его постепенно подводят к мысли взорвать самого себя.
"Это секундное дело. Человек не испытывает каких-то болей. Его разрывает, и он умирает. И вот он считает, что пользу принесет", - рассказывает, какие доводы ему приводили, Ибрагим.
Ибрагим так и не стал смертником. Вполне вероятно, его просто не усели переправить на место взрыва. В горах во время одной из вылазок банды он был ранен в живот. Выжил. Но, по его словам, постепенно начал понимать, что ничего общего между проповедями радикалов в Интернете и, тем, что происходит внутри банд, занимающихся под видом борьбы за чистоту религии обычным рэкетом, нет.
"Там большие деньги крутятся. И не знаешь, куда они деваются. И просто я уже понял, что это уже не чистый Джихад", - признается Ибрагим. Но по его словам, уйти от боевиков было не так просто: никто бы его не отпустил.
Ибрагим не рассказал, каким образом ему удалось выйти из банды. Но готов был подробно описать и схему вербовки потенциальных самоубийц, и их подготовку, и жизнь банды Умарова изнутри. Хотя и не скрывал, что опасался мести за это со стороны главарей террористов.