Наказания чиновникам, ворующим из казны миллионы, предлагают ужесточить
Наказания чиновникам, ворующим из казны миллионы, предлагают ужесточить: формулировки от "общественно опасен" до "представляет угрозу безопасности государства". Как правильно ударить по рукам коррупционерам, чтоб никому неповадно было?
Если говорить языком цифр и фактов, то на этой неделе министр обороны Сергей Шойгу обнаружил, что объявленные ранее цифры - 13 тысяч семей военных как последние очередники на квартиры - оказались далеки от действительности. Их, по данным Счетной палаты, около 100 тысяч. И военное имущество, проданное через "Оборонсервис", тоже приносило одни убытки. Как нефтеперевалочный пункт в Мурманской области, который ушел на 240 миллионов рублей дешевле, чем стоил. Сергей Шойгу уже потребовал опротестовать подобные сомнительные сделки с военной собственностью.
Одна из арестованных по делу "Оборонсервиса", Екатерина Сметанова, уже признала вину и попросилась под домашний арест, объяснив, что ее действия "носили исключительно экономический характер".
Во Всемирный день борьбы с коррупцией журналист Первого канала поинтересовался: а что за рубежом за такие исключительно экономические действия положено? В этом деле опыт соседей крайне любопытен.
Готовить, здесь, вообще-то никто не должен, да и жить тоже – общежитие Московского военного университета уже два года считается аварийным, но расселять офицеров никто не торопится. Хоть потолок и падает на голову.
Полковник Валерий Прилепский в очереди на квартиру уже 11 лет. С женой и тремя детьми он живет в так называемой секции – две комнаты, в общей сложности 25 метров. А когда новоселье – неизвестно.
"Министерство обороны говорит, что жилья для военнослужащих, признанных нуждающимися и стоящих в едином реестре, в Москве нет", - рассказывает Прилепский.
Жилье есть в Подмосковье, например новый микрорайон Молжаниново. Но это только дома, а вокруг ничего, кроме кладбища прямо под окнами. И офицеры, которым предлагают сюда переехать говорят, строили, похоже, для галочки.
"Позиция следующая: построить коробки, никакой инфраструктуры нет, и распределить среди военнослужащих. Живите, как хотите", - говорит полковник Игорь Стрельчук.
При этом распоряжение Президента решить проблему военных очередников формально будет выполнено. Квартир достаточно - вот только каких? И так по всей стране. В Счетной палате приводят в пример Волгоградскую область – история о том, как не надо тратить деньги.
"Там в 2010 году было приобретено 310 квартир, это на сумму 632 миллиона рублей. Но в течение двух лет практически эти квартиры не заселяются по одной простой причине – качество этих квартир желает быть гораздо лучшим", - сообщил аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов.
Получается, деньги на ветер, но ведь о часто неслучайной расточительности сотрудников Министерства обороны уже ходят легенды.
На этой неделе стало известно о продаже Мурманского нефтеперевалочного комплекса почему-то с невероятной скидкой почти в 250 миллионов.
"По версии следствия, должностные лица Департамента имущественных отношений Министерства обороны России подготовили и подписали у Анатолия Сердюкова, на тот момент министра обороны России, правовые акты, обеспечивающие реализацию заинтересованным лицам по заниженной стоимости нефтеперевалочного комплекса, в том числе с железнодорожными подъездными путями, резервуарами для мазута и другой инфраструктуры", - сообщил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.
В копилке Министерства обороны теперь еще два уголовных дела. Но за звание "коррупционер года" еще предстоит побороться. Конкурентов немало.
Помощника одного из депутатов Тамбовской областной думы и бизнесмена Андрея Уколова задержали прямо дома. Его обвиняют в хищении 150 миллионов рублей. По фиктивным контрактам.
"Деньги выводились под предлогом закупок у сельхозпроизводителей и перечислялись в фирму, фактически управляемую подозреваемыми", - рассказал начальник Управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и СМИ МВД РФ Андрей Пилипчук.
У фермеров, конечно, ничего не покупали - только на бумаге. Точно так же им помогали.
Здесь и свиней в шутку называют экзотическими животными. Кругом полная разруха - одни развалины коровников. И это при том, что акционерное общество "Росагролизинг" на поддержку фермеров только в 2009 потратило почти 200 миллионов. Впрочем, фермеры не видели ни копейки.
В Тамбовской области, говорят следователи, работали по стандартной схеме.
То же самое было и в Липецкой. Начальник местного отделения Росагролизинга Олег Донских сейчас в розыске - вышел под подписку о не выезде и сбежал, а из бюджета исчезли полмиллиарда рублей.
На этой неделе Мосгорсуд должен был вынести приговор Владимиру Полютову - чиновнику министерства имущества. Его обвиняли в превышении полномочий при приватизации унитарного предприятия "Станкоимпорт", ущерб оценивали в 2,5 миллиарда. За несколько часов до оглашения вердикта Полютов застрелился в своей квартире.
Это кстати, далеко не единственный случай, когда коррупция привела к смерти. В феврале 2008 года в своем кабинете застрелился исполняющий обязанности начальника Службы обустройства и расквартирования войск Министерства обороны генерал-полковник Виктор Власов. По одной версии, в его ведомстве военная прокуратура нашла серьезные нарушения, но есть и другая.
Леонид Ивашов, проработавший с Власовым 18 лет, утверждает: у генерала был конфликт с министром Сердюковым - тот требовал квартиры для своих помощниц без всякой очереди.
"Вызывает Власова, дает список, по-моему, восемь там милых дам было, и жестко требует через неделю квартиры. Ему начинает Власов объяснять, что они пока не имеют отношения - они две референтки Сердюкова, советницы - Власов заявляет, что это невозможно", - рассказывает начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ Леонид Ивашов.
Стал ли этот конфликт причиной самоубийства Власова, с уверенностью никто не скажет, зато известно, что с недвижимостью в окружении бывшего министра все в порядке.
Общий ущерб от самых разных коррупционных схем никто и не пытается оценить - ясно, что слишком много.
В рейтинге восприятия коррупции, опубликованном центром "Трансперенси Интернешнл", Россия на 133 месте из 174. Такой же результат у Гондураса. Правда, по сравнению с 2011 годом мы поднялись на 10 позиций.
Но на этой карте есть и Европа - Италия, например, на 72 месте. Коррупция есть везде, и проблема, говорят эксперты, стара, как мир.
Впервые с научной точки зрения к такому явлению, как коррупция, подошли еще в IV веке до нашей эры. Один из министров государства Бхарата - сейчас там Индия - под псевдонимом Каутилья написал целый трактат. И пришел к довольно грустному выводу: "Имущество царя, - писал он, - не может быть, хотя бы в малости, не расхищено ведающими этим имуществом". И хотя борьба с коррупцией идет уже очень давно, с тех пор, похоже, мало что изменилось.
Если уж не искоренить совсем, то хотя бы свести к минимуму - так с коррупцией борется весь мир, разница только в способах.
Индийские фермеры, например, устав от поборов налоговиков, принесли в офис три мешка с кобрами, а в Китае художник рисует портреты коррупционеров - скоро будет 10 тысяч. Впрочем, в стране есть куда более действенная мера за коррупцию - смертная казнь. Причем, нередко публичный расстрел. А за пулю платят родственники - ее потом присылают по почте. Но даже это не помогает. Коррупционные дела в Китае не редкость.
В Европе законы, конечно, не такие строгие, но громких процессов немало. Даже бывший Президент Франции Жак Ширак был признан виновным в злоупотреблении служебным положением и растрате и получил два года условно. Главное, говорят эксперты, не срок, а сама возможность такого приговора. Когда суду не важно, дворник или министр.
"Если сегодня судья будет коррумпирован или будет смотреть в рот вышестоящему, допустим, судье либо председателю суда, тогда грош цена вообще всему тому, что мы делаем сегодня вообще. Потому что судья - тот человек, который, перед которым одна единственная библия в глазах должна быть - это закон, и больше ничего", - убежден член Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции Анатолий Кучерена.
Неотвратимость наказания, как бы ни банально звучало, как раз и есть главный аргумент в борьбе с коррупцией, с теми, кто украл уже столько, что некуда складывать, когда считают даже не миллиардами и килограммами; когда кому-то золотой унитаз в особняке на присвоенные деньги, а кому-то коридорная система с обвалившимся потолком и перспектива поселиться с видом на кладбище.